D-im написал(а):Как то никогда не заморачивался на эту тему
А зря. Вопросы эти очень важны. Не просто ведь так этносы всегда стремились оберегать свои культуру, жизненный уклад и мировоззрение. Какие-то малочисленные мокшане, живущие под властью славян уже тысячу лет, до сих пор умудряются сохранить свои традицию, верования и язык – и не собираются всё это терять, вливаясь в славянский этнос. Почему же этническая самобытность для них так важна?
В первую очередь потому, что этническая самобытность создаёт разнообразие в мире. В данном случае разнообразие – это красота, в противовес унылой скуке и серости однообразия. Чужая культура вызывает интерес у других этносов, в результате чего получается культурный обмен. Который в монокультурном обществе невозможен.
Этнос, ревностно хранящий свои традиции и обычаи, заслуживает уважения у других народов. Ведь тем самым он даёт понять, что не считает свой народ и свою культуру чем-то убогим и второсортным, шелухой и мусором, но гордится ими. И готов защищать.
Из истории мы знаем, что завоевание одного народа другим часто сопровождается навязыванием своей культуры, языка и веры. Но происходит это вовсе не затем, чтобы завоевателям было «комфортно» на завоёванных территориях. Просто культура – мощнейшее оружие порабощения (и, конечно, защиты).
Этническая самобытность связывает нас с нашими предками. А также с будущими поколениями. Ведь именно от нас зависит, в какой культурной среде будут жить наши дети и внуки. Будет ли это среда, пригодная для развития лучших качеств и природных задатков, или же это будет информационная клоака, в которой максимум, кого можно вырастить – человека-блоху.
Общая этническая культура позволяет строить нам взаимоотношения с согражданами-славянами. Без этого существование России как страны было бы невозможным. Согласитесь, нам куда легче добиться взаимопонимания со славянином, чем с приехавшим на заработок таджиком или с чернокожим масаи.
Даже спутника жизни мы выбираем, руководствуясь этническим идеалом красоты. А идеалы других этносов ой как отличаются от наших! Скажем, тот же масаи посчитал бы светловолосую славянку уродиной. В то время, как лысую женщину-масаи приняли бы за уродину мы.
Женщина-масаи
В семейной жизни мультикультурализм очень досаждает. Когда мама с папой слушают русские хоровые песни, а из комнаты сына доносятся вопли Боба Марли с Ямайки, взаимопониманию это не способствует. Ещё хуже, когда сын перенимает манеры жителей Ямайки, а то и говорит на соответствующем сленге. Как тут друг-дружку понять-то?
На протяжении веков каждый этнос вырабатывал собственную культуру. Такую, в которой ему наиболее комфортно жить. В этой культурной среде человек чувствует гармонию (внешнюю и внутреннюю), тем самым сохраняя психику здоровой. Разрушение же этого культурного микроклимата, навязывание чужеродного – всегда огромный стресс. Вспомните белых эмигрантов, которые, не выдержав чужеродной культуры, пускали себе пулю в лоб - уж точно не из-за тоски по «немытой». Но именно из-за потери привычной среды обитания своего этноса.
В общем, D-im, все эти вопросы крайне важны. Даже, пожалуй, глобальны. Увы, современный славянин в РФ поставлен в такие гадкие условия, что «заморачиваться» ему и вправду некогда. Он пытается дотянуть до следующей зарплаты… Но, может, между нынешними условиями существования и этими важными вопросами существует связь? Как думаете?
---
Юрий написал(а):Есть такое, туповаты мы, ну, что поделаешь - глубинка. Вы нас не забывайте, просвещайте.
Итак мы выяснили, что не все футболисты - негры, что негры - не славяне. А дальше? Что нам делать, чтобы приобщиться к великой славянской расе? Может как то, по особенному голову побрить или кольцо в ноздрю вставить, ну что бы сразу видеть где свой?
Юрий, вы уже второй раз спрашиваете, как отличить славян от представителей иных этносов. Видимо, Вас интересует лишь внешность (антропофизиогномика). Но давайте рассмотрим не только её, но и другие аспекты. Наука нам в помощь.
1. Итак, человека, его происхождение, развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах изучает комплекс дисциплин под общим названием АНТРОПОЛОГИЯ.
В антропологии есть несколько направлений, но в теме о славянах нам могут пригодиться:
1) физическая антропология, которая изучает человека как биологический вид в сравнении с его ближайшими родственниками (современными и ископаемыми) и включает в себя также палеоантропологию;
2) социально-культурная антропология, которая занимается изучением и сравнением человеческих обществ (в т.ч. в области лингвистики, политики, экономики и истории);
3) религиозная антропология, которая рассматривает природу человека через призму религий.
2. Этносы, их состав, происхождение и расселение, культуру и быт изучает наука ЭТНОГРАФИЯ (этнология). В этнографии есть множество школ и направлений, этнографические исследования велись, начиная с древнейших времён (Древние Египет, Греция, Месопотамия).
В этнографии мы можем найти различные классификации этносов:
1) психологические (изучаются в этнической психологии);
2) лингвистические (этнолингвистика);
3) культурно-бытовые;
4) географические (этническая география);
5) антропологические (расы и их подтипы).
Здесь используются такие методы, как демографический анализ, полевые исследования, краниологические исследования (анализ черепов), исследования ДНК и проч. В теме о приамурских славянах всё это нам пригодится.
3. Комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй называется РАСОВОЙ ТЕОРИЕЙ. Это наиболее опасная область для изучения, во-первых, потому, что единой расовой теории не существует (а те, что существуют, сильно различаются между собой). Во-вторых, есть риск удариться в расизм, то есть прийти к выводу о наличии «высших» и «низших» рас.
В русле расовой теории мы можем найти такие направления, как расиализм, нордицизм, растафарианство, негритюд и т.п. Есть множество школ и направлений.
Как видите, Юрий, помимо чисто внешних у славян есть ещё куча отличий от иных этносов. Материал для изучения огромен. Многие учёные работали и работают в этих областях: издаются учебники и монографии, проводятся исследования, в вузах действуют кафедры этнологии, этнографии и антропологии.
Что же касается чисто физических антропологических отличий, то в нашей теме для нас наиболее ценными будут исследования отечественных учёных. Навскидку могу порекомендовать труды Русского антропологического общества, учреждённого в 1888 году при Императорском Санкт-Петербургском университете. Общество издавало свои работы в «Протоколах» и «Ежегодниках». После революции влилось в другие структуры, однако, работу не прекратило.
Также издавались (и издаются) антропологические атласы, на полках библиотек по теме вы сможете найти учебники, списки и проч. Некоторые материалы выложены в сети в электронном виде, другие можно заказать в интернет-магазинах. По вашему вопросу могу предложить работу выдающегося русского учёного А. П. Богданова «Антропологическая физиогномика» (М., 1878 г.).
В этой небольшой книжице вы найдёте много интересного. Также, повторяю, есть куча других исследований, которые нам пригодятся в теме о славянах.