Ссылка
"Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь"
Русские в Таджикистане пережили одну из самых серьёзных трагедий, вызванных распадом СССР. Появились они в этом регионе со второй половины ХIХ века, когда после начавшегося в 1864 году завоевания русскими Центральной Азии с Бухарским и Хивинским ханствами в 1873 году был заключён договор о протекторате.
При этом Бухарское и Хивинское ханства оставались формально суверенными государствами и управлялись своими правителями, в их внутренние дела русская администрация не лезла, сохранив местное самоуправление, основанное на шариате судопроизводство, земельные отношения и распределение важнейших здесь водных ресурсов. Весьма корректным было и отношение к исламу: на этих "традиционно мусульманских" землях православной церкви была запрещена даже миссионерская деятельность. Запретили только работорговлю.
В это время на территорию Средней Азии приезжают первые русские, в основном – военные, пограничники и чиновники. К началу XX века их вместе с семьями было около 50 тысяч человек, а вторая, ещё более мощная волна пришла во времена СССР. Русские оседали в основном в городах, работая на различных производствах. Так, в Душанбе по переписи 1970 года крупнейшими этническими группами были: русские (42%), таджики (26%) и узбеки (10%).
Ситуация радикально изменилась после 1990 года: толчком для массового исхода русских послужили события "кровавого февраля" и начавшаяся вскоре гражданская война в Таджикистане.
...
11 февраля митинги стали многотысячными, люди требовали отставки первого секретаря Махкамова, который к митингующим, разумеется, не вышел.
...
Так, известная таджикская поэтесса Гулсухор Сафиева (сегодня, кстати, перебравшаяся в Россию, где зарабатывает изданием своих книг и литературными вечерами) высоким поэтическим штилем клеймила "северных варваров", надругавшихся над её "темноглазой родиной" и призывала: "Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь". Что и кинулась практически реализовывать наэлектризованная толпа, среди которой было немало прибывших в город оппозиционеров с оружием.
...
Громили административные здания, грабили склады и магазины, но главной мишенью погромщиков являлись всё-таки русские. Официальная статистика (как видно, чтобы не нагнетать страсти) приводит более чем скромную цифру жертв начавшейся резни – 20 убитых и более 500 раненых и искалеченных. Однако в книге Д.О. Рогозина "Враг народа" приводятся совершенно другие цифры: "В середине февраля 1990 г. национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи (!) русских мужчин и женщин в Душанбе".
Этому веришь как-то больше официальных данных – не только потому, что по роду службы Дмитрий Рогозин имел доступ к реальной информации, но и потому, что сказанное им перекликается с множеством свидетельств русских людей, которым повезло уцелеть в творившемся тогда кошмаре. От их рассказов буквально холодеет кровь.
Банды национал-исламистов творили такое, что самые оголтелые германские нацисты даже представить себе не могли. Русских грабили, насиловали, убивали, не щадя стариков и детей, – на улице среди белого дня или в собственных квартирах. На площади у железнодорожного вокзала русских женщин не только насиловали, но и, раздев догола, заставляли под автоматные очереди бегать по кругу на потеху насильникам. У текстильного комбината, перекрыв дорогу, останавливали автобусы и троллейбусы с едущими на работу людьми. Мужчин зверски избивали, женщин здесь же, на остановках, насиловали.
Расстреляли из гранатомёта автобус с детьми русских офицеров. Расправились с православным священником и подожгли храм. На центральной площади средь бела дня толпой были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Там же пожилого русского мужчину 20 минут убивали, медленно протыкая заточенными арматуринами… Все морги Душанбе были переполнены, пришлось даже развернуть дополнительно несколько "полевых" моргов… какие уж там "20 убитых"!
...
Ситуацию спасло то, что к 15 февраля русские и не поддавшиеся психозу таджики начали формировать вооружённые отряды самообороны, бравшие под защиту целые районы. Затем в город были введены войска, но полностью порядок удалось установить не ранее 23 февраля.
Как только было возобновлено железнодорожное сообщение, русские начали массово уезжать из страны: в первую очередь из Душанбе: уже к 2000 году русских там осталось чуть более 5%, а сегодня – и того меньше. В целом же по республике доля русского населения с 7,63% в 1989 году упала до 1%, а ныне – и до 0,46% (остались в основном старики и те, кому просто некуда ехать). Их провожали издевательские плакаты "Русские, не уезжайте! Нам нужны рабы!", автоматные очереди по отъезжающим вагонам, брошенная в окна поезда горящая ветошь. Бежали не только русские: выехали все немцы и евреи, большинство татар и армян. Счастливые аборигены громили и оскверняли русские кладбища, где покоились те самые учёные, строители, рабочие и инженеры, которые в значительной степени и создали Таджикистан как современную страну.
Но вдруг стало очевидно, что именно "северные варвары" были тем несущим каркасом, на котором держалось всё общественное здание Таджикистана, лишившись которого дети "темноглазой родины" принялись резать друг друга с такой жестокостью и в таких количествах, что на память приходили разве что религиозные войны XVI и XVII веков между протестантами и католиками, ополовинившие население ряда европейских стран. Только по официальным данным за пять лет вспыхнувшей гражданской войны было убито более 60 тысяч человек, по неофициальным – от 100 до 150 тысяч.
В стране элементарно не хватало питьевой воды, начались массовые эпидемии: только брюшным тифом переболели 26 тысяч человек, из которых 337 умерли, а ведь были ещё туберкулёз, холера и даже полузабытая чума. Вместо ожидавшегося после "освобождения" благополучия и процветания Таджикистан получил жуткий развал экономики и массовую бедность, от которой не спасал даже налаженный через республику трафик ¾ афганского героина. Как тут не вспомнить слова из Писания: "Мне отмщение, и Аз воздам…"?!
И тогда в Россию на заработки побежали уже уроженцы Средней Азии – из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Только в Москве их сегодня более 1,5 миллионов.
...
При этом весьма тихие поначалу среднеазиаты сегодня всё активнее начинают "показывать зубы", устраивая массовые побоища в борьбе за "сферы влияния", давая огромный процент изнасилований, образуя то и дело ликвидируемые ФСБ подчинённые исламистам террористические группы. Как они поведут себя в случае какой-нибудь социальной дестабилизации в России – сказать не может никто.
К примеру, недавно некий Усман Баратов, президент межрегионального узбекского землячества "Ватандош", прозрачно намекнул, что поскольку из-за карантинных мер ряд использующих труд мигрантов производств могут быть закрыты, а уехать домой они не смогут (там границу тоже перекрыли), то России это выйдет боком. Во-первых, в следующем году она недосчитается двух миллионов рабочих рук, которые к тому же часть заработанных денег оставляют здесь. А во-вторых, "зависнув" между Россией, где они не нужны, и также перекрывшими границы собственными странами, сотни тысяч организованных в землячества молодых мужчин могут начать решать свои материальные проблемы самостоятельно и тем серьёзно обострить ситуацию.
...
Да и временная потеря двух миллионов гастарбайтеров тоже принесёт больше плюсов, чем минусов. Во-первых, вывозят они из России более 10 миллиардов долларов ежегодно – гораздо больше, чем тратят здесь. А во-вторых, трудовая миграция (особенно нелегальная, которая куда больше легальной) создаёт нам массу проблем: работодатель никогда не поднимет зарплату русским, пока есть возможность задёшево нанять мигранта, да ещё половину заработанного ему недоплатить. Добавим сюда этническую преступность, наркотрафик, дополнительную нагрузку на социальную сферу, серьёзное влияние среди мигрантов исламистских террористических структур и т.п.
...
Что же касается причин трагедии русских на постсоветском пространстве, то их две.
Первая. В сломанной после крушения СССР "картине мира" и исходящих из неё поведенческих стереотипов. В "большой семье", если нет признаваемого всеми "отца" (а такую роль до 1917 года выполнял "Белый царь"), функции "старшего в семье" переходят к "старшему брату", в том числе обязанность следить, чтобы "младшие" друг друга не обижали. Так оно и было в "красной империи" СССР. Но когда и она рухнула, "старшими" в своих республиках стали вчерашние "младшие", не имевшие для этой роли ни соответствующего опыта, ни соответствующей ментальности. Это всё равно как избалованному ребёнку дать в руки настоящий автомат и сказать, что "он теперь главный". Станет ли он "старшим братом" тем, кто слабее его? Вряд ли. Скорее уж кинется вершить суд и расправу над всеми, кто ему за что-то когда-то не понравился. Именно такими "детьми с автоматом в руках" оказались в большинстве своём "титульные" народы бывших советских республик.
Вторая. Всё случившееся стало прямым результатом провала попыток создать в СССР вместо традиционного для России союза народов, объединившегося вокруг русской системообразующей первоосновы, "новую историческую общность – советский народ", объединённый исключительно одинаковым гражданством и общей идеологией. Не секрет, что в унифицированных "советских" пытались переделать прежде всего именно русских, все же прочие народы и в СССР оставались собой – таджиками, азербайджанцами, латышами и т.д. Итогом чего стали все трагические и кровавые последствия развала СССР, когда идеология рухнула, деморализованный многолетней "антиимперской" пропагандой и борьбой с "великорусским шовинизмом" русский народ не мог, да и не хотел выполнять присущую ему роль, а ответственность за все действия союзного и даже своего республиканского руководства путём несложной подмены понятий возложили именно на русских.
Вот и сегодня в России снова продвигают некий аналог "советского народа" – "гражданскую нацию", под которой понимают опять-таки не союз народов с государствообразующей ролью русского народа, а совокупность усреднённых "человекоединиц" с одинаковыми паспортами, как, например, во Франции или США. К чему это может привести в России, мы, казалось бы, уже должны понять на печальных примерах начала времён развала СССР. И тем не менее – не понимают… Неужели правы те, кто утверждает: "История учит нас только одному – что она нас ничему не учит"?!