Одно из самых страшных мест
Ссылка
Даже когда светит яркое апрельское солнце и распускаются первые листочки яблонь, находясь здесь, почти физически ощущаешь ледяное дыхание смерти. Уже прошло более 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны, но в этом месте время, похоже, остановилось. Тем не менее, посетить его просто необходимо. Хотя бы для того, чтобы понять - насколько наши проблемы и неприятности ничтожны по сравнению с трагизмом происходивших тогда вещей.
Это мемориальный комплекс в память о погибших детях в деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области Белоруссии...
В 1943 году на этом месте создали донорский концентрационный лагерь, где брали кровь у детей в возрасте от 8 до 14 лет. Всего было два накопителя. В первом у детей забирали полностью всю кровь, а во втором за 7 недель дети сдавали кровь от 8 до 19 раз.
...
Чтобы добиться наиболее эффективного результата для забора крови, детей подвешивали под мышки, сжимая грудь, а на ступнях делали глубокие надрезы.
Происходил весь этот кошмар в двух поселениях - деревне Скобровка (Пуховичский район Минской области) и деревне Красный Берег (Жлобинский район Гомельской области). В первом лагере не выжил никто, а вот во втором девяти человекам каким-то непостижимым образом удалось сохранить жизнь.
------------------------------------------------
в тему
Ссылка
конце зимы 1943—1944 годов немецкое оккупационное командование решило использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 в качестве доноров крови для раненых немецких солдат... удалось убедить немецкие власти, что голодные и больные дети не смогут давать кровь и следует их отправить в деревню для подкормки. Дети и сотрудники детского дома были переведены в деревню Бельчицы, в которой находился сильный немецкий гарнизон.
...
в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села тайком вышло 154 воспитанника возрастом от 3 до 14 лет и 38 работников детского дома, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» и их семьи. Всех успешно удалось перевести в глубь партизанской зоны.
...
на советскую территорию было вывезено более 200 детей и 314 раненых партизан, а партизаны получили более 90 тонн боеприпасов и грузов.
Последний вылет
Александр Мамкин в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в девятый раз прилетел за детьми. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье...
Однако на обратном пути самолёт был подбит.... От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Горела одежда, горел шлемофон, плавились лётные очки. Ноги Александра обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда.
Александр Мамкин выбрался из кабины сам, но передвигаться сам уже не мог. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?». Подоспевшие солдаты немедленно переправили Александра в госпиталь, но ожоги были слишком обширны и сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, он скончался. Все пассажиры самолёта спаслись.
Медики не могли объяснить, как мог управлять полётом и посадкой тяжелораненый человек в пылающей кабине, с вплавившимися в лицо очками-«консервами». Каким чудом выбрался из кабины и шагнул к пассажирской — на обгорелых до косточек ногах?