Помоги детям
_http://www.rusfond.ru/
_http://www.deti-mira.ru//

Пешка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пешка » Критика » О церкви


О церкви

Сообщений 421 страница 429 из 429

421

Пишет диакон Андрей Кураев
Сосули и православный джунизм отмечены РАН
Ссылка
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоен звания почетного профессора Российской академии наук, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь президента РАН, руководитель пресс-службы Академии Светлана Попова.

"Он большой популяризатор науки, большой друг Сергея Петровича Капицы, Осипова Юрия Сергеевича"

, - сказала Попова агентству в пятницу.

По ее словам, Кирилл не единожды участвовал в съемках популярной телепередачи о науке "Очевидное - невероятное". Также Попова добавила, что патриарх знал отца Сергея Капицы, знаменитого советского физика Петра Капицу - лауреата Нобелевской премии по физике 1978 года за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия.

Кроме того, звание почетного профессора РАН будет присвоено председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.

Это не дно? Как там считает современная российская наука?

Собственно, пресс-служба РАН заявила, что научные компетенции передаются воздушно-капельным путем: застольем, дружбой, гостеванием в доме или в передаче.

А половым путем они точно не передаются? Все-таки казус Матвиенко и ее сосулей нуждается в отдельном исследовании.

Старый анекдот в тему:

При Александре 1 хотели избрать в академию графа Кочубея (министра вн. дел). Лабзин возмутился и спрашивает, за какие такие заслуги. Ему отвечают: "Он очень близок к государю". "Тогда сделайте академиком царского кучера Байкова, он не только к государю близок но даже задом к нему сидит".

***
Биография руководителя пресс-службы Академии Светлана Попова.
"В сотрудничестве с Патриархией были созданы документальные фильмы, посвященные церковным Соборам и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла".
Ссылка

Об оккультных взглядах руководителя пресс-службы Академии Светланы Поповой можно судить по ее фильму "Пространство внутреннего света".
Ссылка

комменты

maha_che (маша чЁ)
Россия прошла большой исторический путь: от академиков Ландау и Гинзбурга до академиков Кадырова и Джабраилова.
И от Ломоносова до Петрика...
(с просторов)

ну а Гундяя в компашку — "святое" дело!

maha_che (маша чЁ)
пора б уж знать сказочный язык Вальки-полстакана, однако)))

Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?

А дома ждет меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах — резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.

В железной бане — две селёды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.

Я в кружу положу завары,
Раскрою "Кобзаря" Шевчены — Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.

Академик Сергей Капица на вопрос "Есть ли Бог?"

0

422

Андрей Кураев о "голубом лобби" в РПЦ

0

423

Фигурку домового в Калининграде хотят защитить от нападок епископа крестиком
Ссылка
Бронзовая фигурка домового, установленная летом 2018-го года на Медовом мосту в Калининграде, вновь оказалась в центре внимания общественности. Для защиты от демонтажа на нее повесили янтарные бусы с крестиком.

Как сообщает РИА «Новости», символ христианства на скульптуру домового надел местный житель Дмитрий Янков. Так он пытается отстоять фигурку и не допустить ее сноса из-за недовольства главы местной епархии.

«Я вчера целый день читал о том, что наш дедушка является олицетворением язычества. Сегодня решил исправить эту ситуацию. Теперь он сидит возле Католического (изначально) Кафедрального собора, неподалеку от синагоги и с небольшим янтарным крестиком и янтарными бусиками! Тем самым он вернул изначально верный статус межконфессионального символа и просто туристического объекта»

, - приводит агентство слова Янкова.

Ранее сообщалось, что против бронзовой фигурки на Медном мосту выступил архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим. Он направил письмо на имя губернатора Антона Алиханова, в котором выразил свою обеспокоенность

«популяризацией идей неоязычества»

и призвал услышать позицию РПЦ.

По мнению иерарха, фигура домового

«оказывает деструктивное воздействие на развитие национальной культуры региона», «отбрасывает к темным векам язычества и примитивного славянского национализма» и «перечеркивает все культурное наследие, сформировавшееся под влиянием христианства».

http://s8.uploads.ru/t/UwkyB.jpg

...
Позиция РПЦ по этому вопросу получила неожиданную поддержку – против хомлинов в городе выступила депутат областной думы от КПРФ Александра Королева. У себя в Facebook коммунистка напомнила даже о Великом посте и призвала горожан

«ограничивать страсти» и «стремиться к покаянию».

Ссылка

0

424

Патриарх Кирилл заявил о ложности лозунга "Свобода, равенство, братство"
Ссылка
По мнению духовного лица, свобода и равенство исключают друг друга. А те, кто не видит в лозунге противоречия, - просто горе-интеллектуалы. Из-за поддержки подобных постулатов и случаются революции, считает Патриарх.                                   
Рассуждая о лозунге французской революции "Свобода, Равенство, Братство", Патриарх Кирилл, заметил, что он неточен и противоречив.

"Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода - это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы"

, - рассуждает он   в своей авторской программе "Слово пастыря". 
Патриарх заметил, что укоренившийся в среде советских и русских интеллигентов лозунг, вреден. Предстоятель РПЦ уверен:

"если бы пораньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы такого рода сравнение распространить в массовом сознании, то, может быть, повнимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу: "равенство, братство, свобода", ведь революция совершалась, в первую очередь, ради свободы"

.
Однако, не все согласны с мнением Патриарха. В частности, есть мнение, что в документе времен Французской революции под названием "Декларации прав человека и гражданина" в эти понятия "свобода, равенство, братство" вкладывался абсолютно иной смысл, нежели тот, который углядел представитель РПЦ.
В частности, свобода - это возможность делать все, что не наносит вреда другому,  равенство - "равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно способностям граждан и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями".   
...

коменнты
zarin_zoman

Торговля водкой у него лучше получалась, нежели философские рассуждения!

krajt

У Гундяева мы тут наблюдаем софизм, переходящий, я б даже сказал, в псакизм. Редукцио ад абсурдум.
Абсолютной свободы быть не может — и тем более в обществе, нельзя же жить в обществе и быть свободным от него. Ну или велкам в тайгу, там свобода будет до первого попавшегося косолапого :))
Собственно, учитывая что мы животные стайные — свобода каждого индивидуума неизбежно ограничивается свободой другого, ну либо нахрен из стаи — в тайгу к косолапым, они быстро разъяснят где свобода кончается.
Насчет равенства сложнее: люди по природе разные — сильные и слабые, умные и глупые, и их не уравнять, разве что Вы последователь Прокруста! :)) Но помимо естественных, природных возможностей и ограничений есть также общественные, искусственно человеком созданные — суд, образование, совместный труд, и т.д. И здесь равенство как раз-таки и возможно и полезно, потому что позволяет избежать свар из-за доступа к благам и их дележки. Экономит энергию общества и делает все общество совместно богаче и сильней, хотя по факту благами люди в силу различия способностей и интересов пользуются по-разному. Дурак просидит за партой те же 11 лет, что и умник, но дурак пойдет копать канавы, а умник — пилить ракету к Марсу. Но пока мы не дадим возможность каждому на эти 11 лет за партой, мы так и не узнаем, кто лишь канавы копать годен, а кто двинет прогресс вперед и сделает все человечество богаче и сильней.

s1a2s3h4a5 ((эСодинАдваШатриАчет)

Однако хитрый поп про равенство совсем о другом сказал.
В лозунге подразумевалось Равенство в ПРАВАХ, это очевидно. А совсем не о ромашках и траве на лугу.
Про ромашки — это равенство ВОЗМОЖНОСТЕЙ, которых в силу разных природных данных не существует.

0

425

В РПЦ назвали безбожниками погибших в годы войны советских солдат
А войну выиграли духовные люди
Ссылка

Белгородский митрополит Иоанн на вечере памяти жертв Великой Отечественной войны рассказал, что в начале ВОВ гибли только "безбожники". Это было плохо, но такова была ситуация - они пострадали из-за того, что родились в "безбожное время". Выиграли же в войне "крещеные люди" СССР.

В начале Великой Отечественной войны погибали те советские солдаты, которые были безбожниками, заявил глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, сообщается в Telegram-канале "Белгород№1”.

Он отметил, что в первые месяцы были убиты 60 процентов красноармейцев, которые были рождены в «безбожное время». Они погибали за то, что были безбожниками, сказал Иоанн.

Митрополит напомнил, что это была несоизмеримая жертва, но в тоже время и цена за безбожие. Победили же в войне крещеные люди.

комменты
vmd81

Дожили... всякая шваль поповская из высших чинов норовит оскорбить КАЖДОГО кто хранит память о павших на полях сражений Великой Отечественной. Погиб мой отец. Безбожник, конечно. Погибли миллионы воинов. В осажденном Ленинграде тысячами вымирали мирные граждане. Неужели только безбожники? А гитлеровцы при ременных бляхах с гравировкой "С НАМИ БОГ" по мнению белгородского попа-дебила всего лишь наказывали безбожников, то есть исполняли Божью волю. Каким же нужно быть ничтожеством, чтобы уподобиться тем сволочам из РПЦ, которые служили Гитлеру.
Впрочем...9-го мая 2009 года патриарх Кирилл назвал Великую Отечественную войну «платой за грехи, которые народ СССР совершил во время Революции и Гражданской войны».
Судя по этим заявлениям, глава РПЦ не только осуждает людей труда, которые в Октябре 1917 освободились от бесправия и власти паразитической «элиты», но и оправдывает тех зверей, что убили, замучили, сожгли в печах, перегнали на мыло 26,5 миллионов советских граждан. Он считает ту войну «богоугодным делом»! Он, по сути, оправдывает нацистов, как делали это попы более 60 лет назад.

Какие церкви поддержали нацистов во время Второй мировой 
Ссылка
Во время Второй Мировой войны православная церковь встала на сторону нацистской Германии. Причем не только русская, но и сербская. Даже монахи с Афона выступили за Гитлера. А ведь еще был и римский папа Пий XI, и мусульманское духовенство.
Ситуация перед началом войны
По статистике к началу Второй Мировой войны на территории 25 областей РСФСР не осталось ни одного действующего православного храма. Даже церквей и тех насчитывалось не более 5 тысяч. Такая же картина наблюдалась и в Украине, и в Белоруссии. Православные храмы — чуть более 3 тысяч — были разбросаны по территориям Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Северной Буковины и Польши. Религия каленым железом выжигалась по всей стране, священнослужители подвергались гонениям. Собственно, это и послужило главной причиной, по которой служители представители православной церкви открыто поддержали нацистскую Германию. Более того, видные митрополиты даже благословили агрессоров на «священную» войну с Советским Союзом. Как тогда говорили: «Хоть с чёртом — но не с большевиками». А Гитлера называли не иначе, как «освободителем России». Все от тех же большевиков, разумеется.
Листовки с таким содержанием были напечатаны в июне 1941 года:

«Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы… Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это— продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., — но, увы! — окончилась трагически. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте. „Спасение всех“, о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!»

Как уже было сказано выше, нацистов поддерживали и представители других конфессий.
Тот же папа римский Пий XI еще за девять лет до начала Второй Мировой (10 февраля 1930 года) в своем послании призывал всех христиан Европы объединиться и начать «молитвенный крестовый поход» против молодого Советского Союза. Удивительно, но на сторону Гитлера встало даже несколько представителей мусульманского духовенства. Самым известным и влиятельным из которых считался верховный муфтий Хадж Амин аль-Хусейни. Благодаря его активному участию в нацистской армии появились «особые» исламские легионы, в которые входило свыше трехсот тысяч мусульман-добровольцев из территорий Советского Союза.
Всеобщая поддержка
Духовенство на оккупированных территориях активно сотрудничало с немецкими карателями. По официальной статистике, по благословению священнослужителей в захваченных фашистами землях погибло более 7 млн мирных граждан. Еще более 4 млн умерло из-за насильственного действия оккупационного режима. Примерно пять миллионов граждан СССР по негласному согласию церкви были переправлены в Германию на принудительные работы. Из них более двух миллионов погибло. По различным оценкам, благословленный православной церковью крестовых поход против СССР унес жизни более 26 млнчеловек. Около двух тысяч городов и поселков, примерно семьдесят тысяч сел и деревень, свыше шести миллионов зданий были разрушено в ходе войны. Интересно вот еще что: фашистов открыто поддержала не только церковь, но и русская эмиграция, которая в большинстве своем была православной. Для тех людей, которым пришлось покинуть родину во время революции, агрессия Германии представлялась как война за освобождение родной страны от большевиков. Когда стало известно, что фашисты атаковали Советский Союз, парижский митрополит Серафим объявил:

«Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот»

. Поддержал «коллегу» и архимандрит Иоанн (впоследствии он станет архиепископом Сан-Францисским):

«Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу»

.
После того, как немцы оккупировали территорию Польши, они, чтобы «не разочаровать» союзную православную церковь, совершили «богоугодное дело». А именно: православным жителям Польши начали активно возвращать церкви, некогда переделанные в соответствии с католическими требованиями. В журнале «Церковная жизнь» появилась, посвященная этому публикация:

«…православное население встречает доброжелательное отношение со стороны немецких властей, которые по первой просьбе населения возвращают ему отобранное поляками церковное имущество»

. Также немецкие хозяева поспособствовали появлению во Вроцлаве православного богословского института. А вот на оккупированных советских территориях ситуация была совершенно иной. На украинской и белорусской землях немцы оказались не столь лояльными к местным представителям духовенства. Сказалось то, что большинство священнослужителей отказывались сотрудничать с нацистами. Они либо уходили к партизанам, либо погибали от рук захватчиков. Были, конечно, и те, кто имитировал сотрудничество, а на деле всячески старался вредить немцам. Не обошлось и без полноценных предателей, которые свято верили, что Гитлер «освобождает» их. Так, например, было в Прибалтике. Когда немцы вошли на эту землю, местный митрополит Сергей первым делом решил договориться с захватчиками. И сумел доказать им, что является яростным антикоммунистом. Поэтому на территории Прибалтики (единственной во всех оккупированных советских землях) РПЦ не только не подверглась гонениям, а наоборот, расширилась и укрепилась во власти. Хотя в тех же Латвии и Эстонии больше тяготели к авто кефалии. Поэтому местные митрополиты делали все, чтобы стать независимыми от Москвы.
Интересная публикация прошла в «Церковном обозрении», посвященная «годовщине крестового похода» под авторством Е. Махароблидзе (22 июня 1942 года):

«Прошёл год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества — коммунистический интернационал.  И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже не раздавался колокольный звон и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением — там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, с усугубленными лишь чувствами несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада русского народа. И нет слов, нет чувств, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, восстановившему свободу вероисповеданий. Но Правда побеждает, она и победит. И недаром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага. Германский народ знает это, и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведёт с Божьей помощью борьбу до конечной победы. И мы верим, что это будет так»

.

Истина где-то посередине
Сейчас, спустя годы, обо всех этих событиях говорить не принято. Можно встретить множество публикаций, в которых говорится, что СССР победил в войне не силой духа, оружия и советских граждан, а верой и молитвой. Понятно, что нацистскую Германию поддерживали по большей части кабинетные митрополиты. Кто-то из них действительно верил, что Германия сумеет одолеть большевиков и вернуть церкви былую власть и привилегии. Другие поддерживали Гитлера исключительно из-за личных амбиций и корыстных целей, мечтая о ключевой роли в новом мире. Третьи понимали, что нацизм ничем не лучше коммунизма и что немцы просто используют священнослужителей для достижения собственных целей. Были и такие, которые воевали вместе с простыми солдатами и просто молили Бога о спасении. Но так или иначе, мировые конфессии поддержали Гитлера по одной причине — все — и христиане, и мусульмане — боялись большевицкий СССР.

0

426

Священник рассказал что говорил с Чарльзом Дарвиным

- Что такое они употребляют. Надо так торкнуло, аж с Дарвиным поговорил.

- Видимо спайс, так канал и надо переименовать

0

427

На строительство духовных центров — только православным
РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей
Полностью
За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.
...

0

428

Протоиерей Димитрий Смирнов предложил обучать детей церковнославянскому языку вместо английского

Ссылка
Председатель патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телекомпании "Союз" предложил обучать детей церковнославянскому языку вместо в английского, сообщает "Интерфакс".

Глава патриаршей комиссии посетовал, что "ребеночек не успел родиться - уже английскому учат". По мнению священника, "надо сначала церковнославянскому, потом, может быть, греческому (мы от греков восприняли нашу веру), это же тоже очень важно".
...
Протоиерей добавил, что не нужно подстраиваться под ленивых людей. "Русский язык - язык газет, язык телевидения - это меня совсем не устраивает, а церковнославянский, как один мудрый батюшка сказал, на нем не написано ни одной плохой книги", - отметил отец Димитрий.

Протоиерей Димитрий Смирнов в последнее время выступал против губительных абортов, влюбленности - болезни, доводящей до самоубийства, крещения детей, рожденных с помощью ЭКО, "не получившей подтверждения" теории Дарвина, говорил о слабости женского ума, называл трагедией "неполноценность" абсолютного большинства российских мужчин, в которой виноваты женщины, а также предрекал гибель "христианской цивилизации", требовал введения "зарплаты" для многодетных матерей и агитировал против мультфильмов.

0

429

«Некоторые способы вранья в человеческой истории повторяются»
Ссылка
Юлия Латынина — о том, кто на самом деле скрывается в истории за религиозным образом Иисуса

25 декабря в большинстве стран мира отмечается Рождество Христово. Это праздник, которому многие давно не придают религиозного значения. Он остался в европейской культуре как дань традиции. Однако для другой части населения он все еще несет глубокий духовный смысл — в этот день родился спаситель мира, он же Иисус Христос. Но кем он был? Есть каноническая версия, но есть и фигура Иисуса историческая, которая, бесспорно, повлияла на европейскую историю и цивилизацию. Любой, даже нерелигиозный человек, так или иначе подвержен влиянию христианской традиции и культуры. В прошлом году увидела света книга публициста Юлии Латыниной «Иисус: историческое расследование». Недавно вышло ее продолжение — «Христос с тысячью лиц». Так кто такой исторический Иисус и как его учение влияет на нашу реальность, в том числе политическую? Об этом Znak.com поговорил с автором этих книг. 
«Они в аду, потому что веровали в Иисуса, но не так, как надо»
В чем практический смысл ваших книг про фигуру Иисуса для современного человека? В частности, вашей новой книги «Христос с тысячью лиц». Есть ощущение, что это не просто попытка исторической реконструкции, но и посыл в настоящее.

— Ни одна хорошая книга не пишется ради посыла в настоящее. Так пишутся статьи. Я писала эту книгу, потому что надоедает заниматься настоящим, оно достаточно примитивно и смешно по сравнению с прошлым. Даже те фейк ньюс, которые делают сегодняшние СМИ, откровенно смешны по сравнению с теми фейками, которые производило человечество в далеком прошлом. Моя книга — это прежде всего книга ученого, который, кстати, много раз пересматривал свои взгляды на эволюцию христианства. И это попытка рассказать, как устроена монотеистическая религия, как она развивалась. Причем тема еще не закрыта. Следующий том я посвящу иудейскому монотеизму. Это еще более интересный вопрос.

Если вы увидели в этих двух книгах какие-то параллели с настоящим, то это связано лишь с тем, что некоторые способы вранья в человеческой истории нередко повторяются. У меня не было задачи кого-то выводить на чистую воду. Я вообще изначально ставила себе задачу написать книгу про Римскую империю и ее гибель, — и вот она так неузнаваемо переменилась.

— Но вы нередко используете по отношению к ранним христианам термины, которые в современном контексте носят сугубо негативный смысл: экстремисты, фанатики, сектанты, шахиды и так далее. Кроме того, сравниваете борьбу за чистоту веры с внутрипартийной борьбой большевиков, где-то проводите параллели с оруэлловским «1984».

— Во-первых, я чаще всего называю иудейских милленаристов так, как они назывались в начале I века нашей эры — зилоты, канаим (что значит «ревнители»), сикарии, бирьйоним и «четвертая секта». «Экстремисты» или «фанатики» я говорю реже, и это слова хронологически нейтральные. Разве в истории человечества не было экстремистов, сектантов и фанатиков до XXI века?

Во-вторых, что касается слова «шахид», то оно как раз используется прямо по назначению. Дело в том, что семитский корень «шхд» (означает — быть свидетелем) употреблялся самими прямыми последователями Христа. Ведь они говорили на арамейском, а не на греческом. Есть греческое слово μάρτυς, свидетель, которое в христианских текстах одновременно имеет значение «мученик». Это слово являлось калькой арамейского «сахде» — «свидетель» в значении «мученик». Прямо из арамейского это слово в данном значении и позаимствовал пророк Мухаммед. Вообще очень много исламской терминологии позаимствовано от арамейских последователей Иисуса. Так что я лишь указываю на происхождение данного термина.

В-третьих, что касается сравнения дрязг между различными христианскими сектами с дрязгами между троцкистами и бухаринцами, то это само собой напрашивается. Это метафора, чтобы показать читателю, как развивалось раннее христианство. Если человек почитает «Против ересей» Иринея Лионского, то он будет поражен, насколько этот текст нетерпим не просто к язычникам или философам, а даже к тем людям, которые верят в Иисуса так же, как автор, но их представления чуть-чуть отличаются от его.

Чудовищная распря между различными направлениями христианской церкви, — это то, что ее отличало от предшествующей ей античной культуры. В античности не было ничего подобного. Само христианское слово «ересь» — это христианский новояз. В дохристианском греческом слово «ересь» означало направление или школу. Когда Иосиф Флавий говорит о четырех «эйресис», или направлениях, в иудейской ортодоксии того времени, он не вкладывает в него никакого негативного оттенка.

— Разве у читающего в России невольно не возникнут параллели с той же РПЦ, которая утверждает, что только она является носителем истинного чистого христианства и больше никто?

— Современная православная церковь отличается от баптистов или даже свидетелей Иеговы совершенно незначительно по сравнению с тем разнообразием христианских движений, которое имелось в античности. У них было гигантское различие между собой как в ритуалах, так и в учениях.

Были христиане, или, точнее, назореи, которые соблюдали строжайший иудейский закон, как это делал сам Иисус. Были последователи Иисуса, которые не употребляли ни мяса, ни вина, ни даже хлеба. Были такие, у которых были священниками женщины. Были те, у которых вообще не было священства, а был жребий, который случайно падал на одного из членов общины, и он вел службу. Были такие, которые верили, что Христос не рождался и не умирал, он пришел не для того, чтобы принести себя в жертву человечеству, а для того, чтобы принести людям знание. И это знание о том, как самому стать богом. Это были гностики, среди которых тоже было величайшее количество разновидностей. Одни считали, что у Христа не было тела, это был надмирный дух, который принял образ тела. Другие считали, что дух Христос надел на себя тело человека Иисуса, как рубашку, и может точно так же надевать на себя тела других гностиков.

Кстати, настоящее учение апостола Павла было, по крайней мере, опасно близко к этой теории. Когда Павел в своих письмах пишет «вы приняли меня как ангела Божия, как Иисуса Христа», (Гал. 4:14), — он, скорее всего, имеет в виду именно то, что он новый Христос. Были гностики, которые полагали, что настоящий бог-творец находится вне материального мира. Этот мир создан злым богом, которого они называли Ильдабаофом. Некоторые из них отождествляли Ильдабаофа с богом Ветхого Завета, а некоторые — нет. Во многих общинах, прежде всего арамейскоязычных, огромную роль играла небесная мать Христа — Святой Дух.

— Святой Дух женского рода? Вот сторонники патриархата расстроятся.

— Он может быть матерью на арамейском, потому что Дух на арамейском, Руха (на иврите — Руах) — женского рода. По-русски лучше говорить для благозвучия — Святая Духовность. Вообще, поздняя греческая ортодоксальная троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог — Дух Святой, связаны очень странными сексуальными отношениями. В этой Троице две особи мужского пола, и одно, Дух — среднего. (На греческом Дух, то есть Пневма, среднего рода.) Напротив, арамейская Троица — это образцовая классическая семья. Бог-Отец, Мать — Святая Духовность и их сын — Христос. Между прочим, это образцовая семитская Триада: Бог-Отец, Богиня-Мать (Ашера, Атират, Атаргатис) и их сын — посредник между верховным богом и человечеством.

Это все к тому, что христианство изначально — это гигантское разнообразие общин, ритуалов и убеждений, — от назореев и эльхасаитов до маркионитов, монтанистов и манихеев. Все эти общины успешно пережили гонения от римлян-язычников, но не пережили триумфа церкви, которая с II века называлась «кафолической», то есть всеобщей, и с V века — «ортодоксальной», то есть правоверной. Хочу просто напомнить, что во времена, которые я описываю, «кафолическая» и «ортодоксальная» церковь были одним и тем же, хотя при этом ее догматы еще отличались от нынешних.

Вообще, в библеистике есть очень популярная теория христианства как маленького ручейка: был никому не известный Иисус, были его скромные апостолы, и весь этот маленький ручеек тек по территории Римской империи, пока не превратился в могучую реку. В общем-то такое гигантское разнообразие видов христианства еще в I–II веках нашей эры заставляют в этой теории сильно усомниться, тем более что арамееязычное христианство (то самое, где была Мать — Святая Духовность) развивалось прежде всего на гигантских арамееязычных же территориях, лежавших в основном за Евфратом, — в Эдессе, в Адиабене, в Мосуле. Если что-то и было «маленьким ручейком» в этой ситуации, так это протоортодоксальная церковь, которая начала складываться не раньше 130-х гг. нашей эры в Риме.

Язычники не воевали друг с другом из-за догматов. Те, кто поклонялись в Антионии Зевсу Боттею, не считали еретиками тех, кто поклонялся в Додоне Зевсу Наосу. Другое дело — последователи Иисуса. С самого раннего момента они называли тех, кто хоть на йоту отличается в веровании, «лжецами», «сынами дьявола», «синагогою Сатаны» и даже «псевдомартусами», то есть лжесвидетелями. В раннем «Апокалипсисе Петра», книге, которая считалась канонической в римской церкви еще в 160-х годах, есть даже специальное наказание в аду для «псевдомартусов» — у них огонь жжет языки. Они в аду, потому что веровали в Иисуса, но не так, как надо.

Таким образом, история раннего христианства просто несопоставима с тем христианством, которое есть сейчас и воплотилось в ортодоксальной церкви. Это также, как если бы я писала о неолитической революции, а вы бы меня спросили, какие там есть параллели с процессом освоения космоса, которым заведует господин Рогозин. На фоне неолитической революции господина Рогозина не существует. Он измеряется в нанометрах. Так же как на фоне истории зарождения христианства нынешние скандалы внутри РПЦ, ее попытки влиять на общество, борьба с ее критиками — это все сущая мелочь.

— Тогда какова главная мысль вашей новой книги?

— Главная тема моей новой книги — это раннее разнообразие верований последователей Иисуса и особенно тот факт, что они были так же влиятельны за пределами Римской империи. У нас есть их занимательные и фантастические биографии, которые для тогдашних христиан были чем-то вроде приключенческих сериалов, и я эти биографии пересказываю и анализирую, в частности, биографии апостола Иоанна, апостола Филиппа и особенно апостола Иуды Фомы, который претендовал на то, чтобы быть Близнецом Христа, а проповедовал за Евфратом, на территории Месопотамии. Авторы этих биографий старались, чтобы было занимательно, и я за ними стараюсь тоже.

Реконструируя то, во что верил сам Иисус и его ближайшие апостолы, мы понимаем, что они были воинствующими иудейскими милленаристами, — которые верили, что в ближайшее время наступит Царство Божие, — союзниками зилотов, как полагает Брендон, или самими зилотами, как полагает профессор Эйзенман. Я придерживаюсь версии Эйзенмана. То, что описано в Евангелиях как торжественный въезд царя Израиля в Иерусалим на Пасху и погром во храме, было попыткой захвата города и установления этого самого Царства Божия. Попытка не удалась, зачинщика мятежа распяли (совершенно справедливо по римским законам), а огромная организация, статус и социальное благополучие руководителей которой зависело от продаваемого ими идеологического продукта, принялись искать объяснение этому парадоксу: пришел Мессия Израиля, который должен был прийти с войском ангелов на облаках и поразить врагов огнем из своих уст, — а огня не было, и войска ангелов тоже. Собственно, вот разнообразие этих объяснений и есть предмет книги.

Кроме того, я объясняю, откуда взялась идея прихода Царствия Божия, которого ждут до сих пор. Ее придерживался физический брат Иисуса Иаков, который строжайше соблюдал иудейский закон и руководил церковью в течение 30 лет, пока его не сбросили в 62-м году со стены храма. Согласно фразе, которая у Иосифа Флавия была вычеркнута христианской цензурой (но сохранилась в цитатах у Оригена, Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима) — эта смерть и привела к Иудейской войне. Война случилась в отмщение за эту смерть. Объяснение апостола Иуды Близнеца, что Христос пришел, не чтобы произвести физический переворот, а чтобы принести Знание, и что это Знание о том, как самим становиться Христами, — видимо, тоже было очень ранним. И, конечно, я должна сказать, что эти объяснения очень красивые. Идеи, что Царство Божие не от мира сего, что тот, кто познал бога, станет богом, что он сбросит после смерти плотские одежды и облечется в эфирное тело ангела, — это красиво. Хотя они и рождались из практических надобностей — а именно, из необходимости объяснить постоянные поражения секты.

«Именно нетерпимость церкви позволила ей восторжествовать»

— В своей новой книге вы приходите к мысли о том, что борьба церкви с гностицизмом в том числе носила и политико-экономический характер. Гностицизм утверждал, что верующий может общаться с богом напрямую, минуя институт церкви. Естественно, церковную бюрократию не могло устраивать такое положение дел. А не наблюдаете ли вы, что и сегодня, в силу падения авторитета РПЦ, в России начал возрождаться некий неогностицизм? Некоторые православные не хотят ходить в церковь, призывают собираться дома и совместно молиться. А есть и экстремальные формы этой идеи. Вот, например, секта «Ученики Иисуса Христа», которая стала известна общественности случайной смертью забитого плетьми мальчика. Один из мотивов — отрицание официальной церкви как ложной.

— Я бы не стала сравнивать египетскую пирамиду с сувениром из лавки. То, что происходило в течение первых веков веры в Иисуса, является вещью, которая заслуживает исследования сама по себе. И все остальные вещи, которые происходили в истории христианства потом, даже возникновение протестантизма, я уже не говорю о каких-то российских сектах, — вторичны.

Бесспорно, одна из главных причин триумфа церкви над различными видами гностицизма заключалась в том, что церковь обладала организацией, а большинство видов грекоязычных гностиков считали, что им организация не нужна, они могут и напрямую общаться с богом.

Вторая вещь, которая обеспечила триумф церкви, это нетерпимость. Очень много разновидностей христианства были значительно более терпимы. Многие гностики без особого напряжения могли приносить жертвы. Были гностики, которые не видели ничего плохого в том, чтобы отождествить Иисуса с Гермесом Трисмегистом. Именно нетерпимость церкви позволила ей восторжествовать.

Совершенно точно, что к этому никакого отношения не имела собственно идеология церкви. Церковь постоянно меняла свою идеологию. Та организация, которую возглавлял Иисус, а после его смерти — его брат, который был не меньшей по значительности фигурой, предусматривала жесточайшее соблюдение иудейского закона. Но впоследствии она изменила эту идеологию на 180 градусов.

Или вот другой поразительный пример. Церковь, видимо, вслед за Иаковом Праведником, очень долго исповедовала доктрину физического воскресения тела. Утверждение, что после смерти души берутся на небо, она называла страшной ересью гностицизма. Один из основателей ортодоксии Юстин Мученик требовал не называть таких людей христианами. Вот вам точная цитата: «Если встретитесь с такими людьми, которые не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас после смерти берутся на небо, то не считайте их христианами». Сейчас, я думаю, верующие очень удивятся такому призыву.

Церковь многократно пересматривала свои самые фундаментальные позиции. Вот вам еще из анекдотов. До середины III века нашей эры, до начала гонений Деция и Валериана, позиция церкви была непреклонна: если на христианина донесли, что он христианин, и он в суде отказался от Христа (после чего его отпускали), то такой отрекшийся отправится в ад. Все подлинные деяния мучеников того времени построены на этой коллизии. Обвиняемому в суде предлагали отречься от Христа, он категорически отказывался. Потом начались преследования Деция, который потребовал от всего населения империи принести жертвы богам с целью выявления христиан. Христиане, которых до этого долго практически не преследовали, массово стали приносить жертвы, покупать у властей документы о том, что они их принесли, отправлять принести жертву вместо себя раба или знакомого. Позиция церкви изменилась на 180 градусов. Отныне тот епископ, который отказывался считать человека, принесшего жертву, христианином, был сыном Сатаны, лжецом и еретиком. Именно такую позицию занял Новатиан. Его предали проклятию, хотя он требовал именно того, что до этого требовала сама церковная бюрократия в спокойные времена. И вот эта церковная бюрократия, колебавшаяся вместе с линией партии, сама была предельно нетерпима как к окружающему миру, так и к другим разновидностям христианства. И это в конце концов способствовало победе.

— Ближе к концу книги у вас есть глава, посвященная гонениям на жидовствующих еретиков в XV веке на Руси. Там нет особо ничего про Иисуса, кроме того, что жидовствующие — это, возможно, прямые преемники его первых последователей. Что вы хотели этим сказать? Это тоже никакого отношения не имеет к современной РПЦ?

— Эта глава носит чисто технический характер. Она нужна мне для того, чтобы обосновать провенанс текста, который известен как «Славянский Иосиф» и который попал, как считает Роберт Айслер, в Россию вместе с «жидовствующими». Это спорный текст с сомнительной репутацией, который дошел до нас только в древнерусском варианте и представляет собой очень неканонический вариант «Иосифа Флавия». В этом тексте, в частности, есть длинный рассказ об Иоанне Крестителе, из которого следует, что это тот же самый персонаж, которого Иосиф Флавий называет Цадоком — основателем «четвертой секты». В «славянском Иосифе» говорится, что Иоанн Креститель, он же Цадок, пришел за поколение до Иисуса, в начале нашей эры, а был казнен после Иисуса — в 36 году. Он крестил людей в реке Иордан, проповедовал то же, что вожди «четвертой секты», носил власяницу и ел только то, что посылают деревья, — то есть то, чем питались Адам и Ева в Раю. Когда Айслер в конце 1920-х написал о «славянском Иосифе», то половину библеистов, которые часто были верующими христианами, хватил инфаркт. Если бы был XVI век, Айслера бы сожгли на костре. Сейчас репутация этого текста становится все лучше, недавно на него как на серьезный источник ссылался, например, такой патриарх библеистики, как Чарльсворт.

Вообще легко понять, что никакому верующему христианину не придет в голову как в страшном сне отождествить Иоанна Предтечу со страшным основателем «четвертой секты», да еще и нарушить при этом всю библейскую хронологию. Я считаю, что в данном случае «славянский Иосиф» (который вообще-то содержит массу интерполяций) говорит чистую правду. Иоанн Креститель, он же Цадок, был основателем «четвертой секты», и главным теологическим новшеством, которое он принес, было именно будущее гностическое утверждение о том, что мученики за веру, если умирают, то попадают к богу и там становятся малыми богами, совлекают с себя грешную плоть, обретают эфирные тела ангелов и начинают сиять. Это должно было объяснить постоянные поражения инсургентов. Но, конечно, это было очень красивое объяснение, которое уничтожало ту китайскую стену, которая в иудаизме стояла между богом и человеком. «Ты познал Христа — ты стал Христом». Круто.

«Нынешние эксцессы, связанные с христианством, будь то в США или в России, — это все копошение в давно сгнившем трупе»

— Давайте все-таки поговорим о современности. Вы сейчас находитесь в США. Есть представление, что низкий уровень жизни, отсутствие демократии, неразвитость науки и техники могут быть обусловлены глубокой религиозностью общества. В массе своей американцы верующие. Более того, они — члены тех организаций, которые в России называли бы сектами. Тем не менее это передовая страна — и с точки зрения демократии и свободы слова, и с точки зрения научно-технического прогресса. На ваш взгляд, тезис: глубокая религиозность — тормоз прогресса — недействителен? Или как объяснить этот американский феномен?

— Слушайте, это какой-то безумный вопрос. Что значит: «в России называли бы сектами?» У нас и Навального вместе с его ФБК руководство РПЦ может сектой признать в лучшем стиле Епифания из Саламиса. Если же в целом — то это область деятельности, которая не поддается обобщениям. У моего любимого Макса Вебера есть одна книга, которую я терпеть не могу. Это как раз «Протестантская этика и дух капитализма». Я полагаю, что эта книга не имеет ничего общего с реальностью. Хотя другие его книги я люблю. Например, «Аграрная история Древнего мира». Я думаю, что христианство благодаря своей нетерпимости, и совершенно того само не желая, совершило в истории Европы одну фантастическую вещь. Оно создало мир, в котором не сформировалось единого гигантского государства. Вражда между германскими императорами и римскими папами в средневековой Европе была той движущей силой, которая способствовала формированию могучих торговых городов, основанных на самоуправлении.

Именно это случайное последствие христианской веры является одной из причин, почему Запад стал тем, что мы имеем сегодня. Это не имело никакого отношения к глубокой религиозности, главным фактором здесь были вот эти два центра силы плюс рыцарский доспех и этика рыцарской войны. Несмотря на всю мою любовь к Римской империи, нужно сказать, что к IV веку она превращалась в чудовищное социалистическое государство, которое все больше походило на Древний Китай с той только разницей, что в Китае был создан механизм отбора бюрократов посредством экзаменов, а в Римской империи ничего подобного не было. Бюрократами в итоге становились вольноотпущенники, рабы и вообще черт знает кто. Это приводило к неэффективному управлению и чудовищным размерам воровства, а также, кстати, к гигантскому распространению христианства еще в III–IV веках нашей эры. Многие из этих римских чиновников были христианами. А это очень опасное сочетание: безграмотный человек — на высокой позиции, без культуры, без корней, с огромными полномочиями, огромными рисками и огромными амбициями. Ничего подобного в Китае или Персии не могло быть.

Так вот, Россия, Восток и исламский мир отстали от Запада не из-за религии, а прежде всего потому что у них не было разделения на эти два центра силы. У них не было ничего подобного вражде папы и императора. И если из этого извлечь какой-то исторический урок, то он будет заключаться в том, что разделение властей — это всегда хорошо. Когда есть несколько центров силы, то это заставляет их соревноваться между собой, в том числе и военным способом. И поскольку они не могут выжить, не став лучше, они очень быстро начинают эволюционировать, в том числе и технически.

— Но в США есть даже такое понятие, как Библейский пояс, это Южные штаты, в которых сильные позиции у американских баптистов. Есть и примеры фанатичного христианства. В 1978 году именно в США произошло одно из крупных религиозных массовых самоубийств последних десятилетий. Речь идет об организации «Храм народов», члены которой выпили цианид по приказу своего лидера, в результате погибло более 900 человек. В 1993 году власти брали штурмом отколовшуюся от адвентистов седьмого дня церковь «Ветвь Давидова», она решила стать государством в государстве. В ходе атаки погибло 76 человек. Эти и многие другие примеры говорят, что США — очень религиозная страна. И это связано отнюдь не с исламом. Это, на ваш взгляд, не угрожает свободе и демократии в этой стране?

— Придурков везде хватает. Главное то, как на них реагирует общество и власть. Вот если бы придурки были во власти, тогда это было бы угрозой государству. Но они же просто маргиналы. США угрожают не христианские фанатики, а социалисты — Окасио-Кортес и прочие ей подобные. Вот это, с моей точки зрения, гигантская проблема. То, что американские профессора и университеты сильно полевели, — еще одна гигантская проблема.

На территории России тоже хватает религиозных придурков, и это тоже не проблема. Проблема, знаете, в чем? Не в том, что какие-то сектанты задушили мальчика. Проблема в том, что, когда абсолютно православная мать держит свою дочь пять лет в больнице, потому что ей батюшка сказал, что девочка не выживет, а православная попадья госпожа Кузнецова (детский омбудсмен России. — Прим. ред.) говорит, что она не видит в этом проблемы. Впрочем, все это мелочь по сравнению с коррупцией, загниванием экономики и отсутствием выборов в России.

Мы понимаем, что попытка позиционировать абсолютно разложившуюся православную церковь в качестве духовной скрепы за неимением чего-то другого — это попытка клептократии повесить впереди себя какую-то красную тряпочку неких идеалов. Но нынешние эксцессы, связанные с христианством, будь то в США или в России, — это все копошение в давно сгнившем трупе и никакого реального отношения к генезису христианства не имеет. Это, так сказать, последние остатки угасающей мозговой деятельности.

— Мы живем во время, когда религиозные войны, несмотря на рациональность, технический прогресс и так далее, все еще реальны. От европейских новых правых и консерваторов часто можно услышать тезис о необходимости возрождения религии в духе русской поговорки: клин клином вышибают. То есть традиционная христианская религия им нужна, чтобы противопоставить ее радикальному исламу. Вы как считаете, сможет ли сработать этот принцип? Или здесь уместна другая поговорка: хрен редьки не слаще?

— Современное христианство в Европе — это что-то вроде буддизма, оно мирное, тихое и без всяких претензий на мировое господство. Так что никакого клина из него не получится. А вот ислам — да, сейчас это проблема. Мы видим, что страны, которые плохо развивают науку и прогресс (включая нынешнюю Россию), пытаются компенсировать это за счет религии со словами: да, мы живем в грязи, зато мы духовные и избранные, а левая западная элита, вместо того чтобы сказать им: «Нет, вы просто живете в грязи, и больше у вас ничего нет», обыкновенно говорит: «Ай, как мы перед вами виноваты». Конечно, это безумно смешно, и странно, и печально.

И это та самая Европа, которая в свое время победила христианский тоталитаризм! Вольтер бы в гробу перевернулся, если бы увидел, как полевевшая Европа капитулирует перед такой же самой религиозной нетерпимостью, но уже со стороны Востока. Представляете, что бы он сказал, если бы услышал в своей адрес обвинения: «Ну как вы можете ругать религию, которую исповедуют миллионы?».  В этом смысле современная Европа предала идеалы Просвещения ради догм социализма и политической корректности. И это, к сожалению, неразрывно связано с триумфом всеобщего избирательного права. Но, честно говоря, не нам в этой ситуации критиковать Европу, потому что у нее сучок в глазу, а у нас бревно.

0


Вы здесь » Пешка » Критика » О церкви