http://theophanica.ru/upload/medialibrary/178/image042.jpg

Господь и Спаситель наш в нынешнем Евангелии предостерегает верующих от лжеучителей, говоря: «внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф.7,15). То есть смотрите, не доверяйтесь этим смиренникам, кои лестию будут уловлять души ваши в пагубу, не принося к вам здравого учения, а «глаголюще» все­гда «развращеная» (Деян.20,30), чтоб отторгать людей от единости веры вслед себе. Провидел Господь, что в среду чад Его Церкви «внидут волцы тяжции... не щадящий стада» (Деян.20,29), потому возбуждает зоркую бдительность: «Смотрите, не увлекитесь».
И вы знаете, сколько было этих злых волков! Одни хотели повредить христианство примесью иудейства, как иудействующие еретики, дру­гие покушались затмить его мечтами языческих мудрований — гностики, манихеи; иные извра­щали учение о Пресвятой Троице, как Павел Самосатский; те отвергали Божество Иисуса Христа, как Арий; а эти нечествовали в учении о Пресвятом Духе, как Македонии. За ними вос­стали несториане, монофизиты, монофелиты, ико­ноборцы, — далее паписты и лютеране со всеми своими порождениями. И у нас в России, вско­ре по принятии святой веры Христовой, явился Мартин Армянин, похожий на нынешних рас­кольников, потом стригольники, жидовствующие (псевдохристианские секты), молокане, хлысты и — раскольники со всеми их «несогласными» согласиями и «бестолковыми» толками.

Святые Апостолы и их преемники, исполняя предостерегательное слово Господа, строго смот­рели за всеми сими уклонениями от истинного учения Христова и, тотчас за появлением их, об­личали их — и частно, и паче на соборах, — всех верующих оглашая при том: «Смотрите,— тут и тут ложь; не следуйте тому». Так обличены и отвергнуты древние еретики: Арий, Македонии, Несторий, Евтихий, иконоборцы, — так обличе­ны и отвергнуты и наши раскольники.

Здравое учение Господа и Спасителя нашего, от Него Самого принятое и святыми Апостола­ми и их преемниками всюду распространенное, утверждено и ограждено и в своей неповреж­денной целости хранится Святою Православною Церковию. Цело и неповрежденно оно и к нам дошло и составляет драгоценное достояние на­ше. Возблагодарим Господа о сем неисповеди­мом Его даре!

Миром наслаждается ныне Святая Церковь, нет гонений, не видно и каких-либо влиятель­ных лжеучителей! Смиренные чада Церкви, с по­корною верою внимая святому ее учению и освящаясь Божественными ее Таинствами, все но силе своей содевают свое спасение, чая получить вечное блаженство по скончании живота своего.

Но ложь не мирна и лживые пророки покоя себе не имеют. И вот, врагом всякой истины воз­буждаемые, они восстают на Госиода и Христа Его и своими кривотолкованиями хотят затмить светлое учение Христово и развратить умы про­стосердечно верующих и честно живущих по законам святой веры.

В большей или меньшей мере сии лжеуче­ния, конечно, доходят и до вашего слуха. Поче­му, долг мой исполняя, в первый мой сей приезд к вам, не неприличным нахожу обратиться к вам словом нынешнего Евангелия: «внемлите от лживых пророк» (Мф.7,15), — остерегайтесь распространи­телей лживых учений. Говоря сие, я разумею и всякую вообще ложь, каких много ходит ныне в писаниях и речах человеческих, но паче ложь раскольническую. Всякая другая ложь тотчас видна. Она противна Символу веры нашей и проповедуется во имя разума, для коего верую­щие не суть ученики, а учители; а ложь расколь­ническая может обольстить, ибо проповедуется от имени Апостолов и Святой Церкви, будто «древлеотеческое» какое учение. Расколоучители ложно прикрываются сим титлом. Апосто­лам сказал Господь: «се... посылаю вас, как агнцев посреди волков» (Лк.10,3) — и расколоучители, прикрыва­ясь именем апостольского учения, являются в агнчей одежде, но как проповедуют ложь, то и суть воистину волки в сей овчей одежде. Вне­млите же от сих хищных волков. Смиренно про­крадываются они в домы, и как некогда змий Еву прельстил лукавством своим, так и они раз­вращают разумы неутвержденных.

Они все твердят, что их толки суть «древлеотеческое» предание. Какое древлеотеческое? Все это новые выдумки. Древлеотеческое пре­дание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали святое учение от Святой Право­славной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древ­ности все содержали так, как мы теперь содер­жим. Но лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего государя Алексея Михайловича переписчики не­опытные начали их портить и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нель­зя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отмени­ли и книги поставили в тот вид, как было из­древле, — разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих и как в наших древних, после рав­ноапостольного князя Владимира. Поди, кто хо­чет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Мос­кве, старые книги, и — сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древ­леотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины: книги новы и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский со­бор в Киеве — древнейший собор — был рас­писан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Ста­рая роспись осталась под низом. А вот в не­давнее время эту новую штукатурку и с распи­санием отбили и восстановили то расписание, которое было под нею, — древнейшее. Что это: новину внесли они в Софийский храм или по­ставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм нахо­дится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за двадцать. Вот так и с книга­ми было. Когда выбросили из них все вновь вне­сенное, не поновили их, а на древнее возврати­ли, — и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические — испорченные.

Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше двух, много трех, сот лет; а нашим тысяча есть и более. А когда станут они уверять, что у них «древлеотеческое» предание, спросите их: «Где у вас древлеотеческое преда­ние?» — у поповцев или беспоповцев, - у филииповцев или федосеевцев, у сиасова согласия, или у перекрещенцев, или у новых австрийских (у различных старообрядческих сект) проходимцев. Разве древлеотеческих преданий десять? Ведь оно одно. Когда у них оно не од­но, стало, оно не есть древлеотеческое, - а всё человеческие выдумки. У нас оно одно и со­вершенно согласно с древнейшим преданием на­шим, согласно с греками и всеми православны­ми христианами, на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разно­гласие. В иной деревне толка три-четыре,— а то и в одном доме то же случается — и друг с другом не сообщаются. Где же тут Единая Цер­ковь Христова? Какое же это тело Церкви, ког­да все члены распались и разошлись в разные стороны? Где же это едино стадо? И как можно сказать, что Единый, Истинный, Божественный Пастырь есть их пастырь?

Судя по сему, ясно как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения, ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом. Цер­ковь Христова имеет священство. У них нет свя­щенства; стало, нет и Церкви. Церковь Христо­ва имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, при­ступая к православным, совращать их! «Спа­сать, — говорят, - хотим». Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в па­губу, а не спасают. Заметьте себе: спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священ­ства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения.

Иные из них говорят: «Вот мы нашли теперь священство, или завели корень священства». Завели корень, да гнилой — бесплодный. Сами посудите. Амвросий, которого они сманили к се­бе, был связан запрещением,, — связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси» (Мф.18,18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на Небе. Если он связан на Небе, то как он, свя­занный на Небе, мог сообщать Небесную благо­дать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. Это одни имена, как когда дети, играя, дают себе раз­ные титла — полковников, генералов, главноко­мандующих.

«Пусть, — говорят, — запрещен был. Его раз­решили старцы». Дивное дело! Простые миря­не разрешают епископа и возвращают ему власть епископствовать. Разве не знаете, что разрешать может только тот, кто имеет власть и рукопола­гать. Старики их и дьячковского посвящения не имели, как же могли они возвращать епископу епископскую силу, когда это то же есть, что и рукоположить? Не возвратили — и Амвросий остался запрещенным, несмотря на смешные над ним обряды. Если запрещен, то благодать в нем пресечена, если пресечена, то не могла изливать­ся и на других. Когда, например, вода идет по желобу, то от него она переливается и на другие желоба и сосуды; а когда желоб запереть, вода не потечет по нему и не перельется на другие места и вещи. Так и Амвросий, пока не был за­прещен, был подобен желобу, переливающему воду; а когда подпал под запрещение, стал то же, что желоб сухой, запертый, и не мог уже другим сообщать воду благодатную, которой сам не имел. Так напрасно обманывают себя и других неко­торые из раскольников, думая, что достали свя­щенство. Имена завели, а дела нет.
Так-то, православные христиане! Не слушайте этих льстивых словес! Нет в них истины, а одна ложь и обман. Сами себя обманывают и других ввергают в тот же обман. Истина же Божия ясна. Она не прячется, а идет открыто и предъявляет все свидетельства своей истины. Мы стоим на твердом «камени» (Мф.7,25), — «наздани бывше на основа­нии Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Еф.2,20). Сие ведяще, мужественно стойте в вере и с дерзновением свидетельствуй­те истину ее, — и не только не поддавайтесь раскольникам, а напротив, их старайтесь привлечь на свою сторону, искренно убеждая, что они впа­ли в ложь и заблуждение и стоят на пути поги­бельном, держась новин, которые, по обману, счи­тают стариною. Аминь.

16 июня 1864 года. В г. Судогде, в соборе