Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Поучение в понедельник двадцать шестой Недели.
О Царстве Божием.
Плотские люди, привязанные всей душой к земной жизни, знакомые с Законом Божиим поверхностно, по букве, по одному школьному изучению его, чуждые Закону Божию по духу, по сердцу, по жизни, по делам своим — словом сказать, фарисеи, вопросили Го́спода: Когда прии́дет Царствие Божие? (Лк. 17:20) — Вопрос, разумеется, сделан не от искренности се́рдца, не с благой целью; он сделан легкомысленно, из любопытства узнать, какой последует ответ. Коварные и злобные фарисеи надеялись, что Господь доставит им повод к удобному обвинению Го́спода. Составив себе понятие о Мессии, как о великолепном царе и громком завоевателе, видя Мессию в образе убогого странника, не имеющего где главу подклонить, фарисеи предложили вопрос, прикрывая им насмешку, и выразили в нём свое плотское мудрование, чуждое и враждебное разуму Божию (Рим. 8:7).
Господь дал ответ, который приличествует всем без исключения плотским людям, привязанным к мiру, проводящим греховную жизнь среди непрерывных житейских забот и вещественного наслаждения. Богочеловек отвечал фарисеям: Не прии́дет Царствие Божие с соблюдением, то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, ниже́ рекут: се зде, или́ о́нде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20; Лк. 17:21). Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, пото́м посредством покаяния и жительства по Евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нём Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое Царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о Втором Пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узна́ет антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узна́ет приближающейся кончины мiра и наступающего страшного Второго Пришествия Христова; оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение, никакое учение словом и словами недостаточно для наставления тому́, что̀ требует наставления в душевной клети, наставления от Самого́ Бога. Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине (Ин. 16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины. Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об антихристе: «Многие имеют веровать в антихриста, и станут славить его, как бога крепкого. Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистой верой и познают его. Всем бо имущим Боговидение Божие и разум тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещех житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия»[1]. Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения и сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить Второму Пришествию Го́спода. Прииду́т в последния дни ругателе, по своих похотех ходя́ще и глаголюще: где есть обетование Пришествия Его? отне́леже бо отцы успо́ша, вся та́ко пребывают от нача́ла создания (2Пет. 3:3; 2Пет. 3:4).
Когда фарисеи отступили от Го́спода, тогда Он сказал ученикам Своим, что признаком кончины мiра и близости Второго Пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога, забудут Небо, забудут вечность и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, всё внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышеннейшего и неизменного благосостояния. Что̀ может быть безумнее этого направления? Не свидетельствует ли смерть, постигшая и постигающая постоянно всех человеков, что мы сотворены для вечности, что на земле мы самые кратковременные странники, что, по этой причине, заботы наши о вечности должны́ быть главными и наибольшими заботами, а заботы о земле должны́ быть очень умеренными? Несмотря на всю безрассудность такого направления, оно явится на земле, в неизбежное исполнение Божественного пророчества. Если же оно явилось, то, будучи враждебным Слову Божию, служит для нас одним из яснейших доказательств истины Сло́ва Божия. Якоже бысть во дни Ноевы, — возвестил Господь, — та́ко будет и во дни Сына Человеческаго. Днями Сына Человеческого названо то время, которое будет предшествовать Пришествию Его, которое заключится Его Пришествием — началом вечного невечернего дня, концом вре́мени и времен. Окончится время с окончанием тех явлений, которыми оно обозначается: не будет вре́мени, когда и день, и ночь, и утро, и вечер, и недели, и месяцы, и годы, и столетия заменятся единым вечным днем. Якоже бысть во дни Ноевы, та́ко будет и во дни Сына Человеческа: ядя́ху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вни́де Ное в ковчег; и прии́де потоп, и погуби́ вся. Та́кожде и якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху (Лк. 17:26; Лк. 17:27; Лк. 17:28). — Священное Писание повествует, что современники Ноя и сограждане Лота предались безмерному разврату. Разврат рождается от уклонения от Бога, от всецелого устремления к земным занятиям и вещественному развитию. Когда думать о Боге, когда возделывать свое спасение тому́ человеку, который постоянно и исключительно занят земными делами, вещественным развитием? Но всякий человек, пренебрегший познанием Бога и попечением о своем спасении, занявшийся всецело устройством своего временного положения по плоти и для плоти, непонятным и неприметным образом для себя развивает свое падшее естество; свою невещественную ду́шу соделывает как бы вещественной; омрачается, становится чуждым Бога; становится весь — грех, весь — плоть; отвергается Богом, как совершенно уничтоживший в себе цель, с которой он воззван Творцом в бытие из небытия. Не и́мать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зане́ суть плоть, — сказал Господь о современниках Ноя (Быт. 6:3). Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины ве́ка и приближающегося Страшного Суда Христова. Не одно сластолюбие будет тогда господствовать! Разврат, в обширном значении этого сло́ва, соделается достоянием человечества в последние времена пребывания человечества на земле. Будут бо человецы, — говорит святой апостол Павел, — самолюбцы, сребролюбцы, величави, го́рди, ху́лницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы́, невоздержницы, некро́тцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыще́ни, сластолюбцы паче нежели Боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим. 3:2; 2Тим. 3:3; 2Тим. 3:4; 2Тим. 3:5). Грех достигнет своего полного развития, и тѐм он будет страшнее, тѐм владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто̀ же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии, уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своей ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни, противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвой. Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для вре́мени и земли́, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мiр будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения, тогда внезапу нападет на них всегубителство (1Фес. 5:3); тогда внезапно наступит кончина мiра, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать. По причине слепоты мiра день Господень, якоже тать в нощи́, та́ко прии́дет (1Фес. 5:2). Указывая на эту слепоту, Господь назвал время пришествия Своего ночью (Лк. 17:34). К чему, в видах Божиих, существовать долее мiру, когда мiр, то есть человечество, отвергнет совершенно ту цель, для которой предоставлено ему Богом странствование на земле, когда оно изберет для этого странствования цель самопроизвольную, цель, лишенную смысла? Цель эта уже́ избирается! При этой цели кратковременная земная жизнь принимается за вечность, все силы души́ и те́ла истощаются человеком не для приготовления себя к вечности; истощаются они, приносятся в жертву несбыточной, нелепой мечте; истощаются они на устройство высшего плотского благоденствия и блаженства в гостинице земной, в темнице нашей, как бы в са́мом прочном вечном жилище. Жестоко обманывает мечта ложная последователей своих: поступает она с ними, как бесчеловечный тиран, как лютый демон. Она — демон! Ничто не может быть злее ее, ничто не может быть коварнее, лживее ее. Она — насмешка падших духов над человеками. Льстит гибельная мечта человекам на всем пути земной жизни; изменяет им на конце жизни, предает их действительности, оставляет ни с чем. Они вступают в вечность, нисколько не приготовленные к ней, нисколько не ознакомленные с нею. Этого мало; они вступают в нее, усвоив себе настроение, вполне враждебное к ее духовным благам, к собственному благополучию в ней. Где место за гранями вре́мени для таких плевелов? — Нет и не может быть для них иного ме́ста во вселенной, как в бездне ада: там должны́ быть они скрыты от взоров вселенной.
Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный старцам ученикам, которые вопросили его о том, ка̀к узнать антихриста, когда он придет? Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос; то знайте, что это — антихрист». Ответ самый точный! Мiр, или человечество, не узна́ет антихриста: оно призна́ет его Христом, будет провозглашать Христом. Следовательно: когда разнесется молва, будет распространяться и усиливаться о пришествии Христовом, то это послужит верным признаком, что явился антихрист, и на́чал совершать предопределенное и попущенное ему служение. Ответ преподобного Зосимы основан на словах Спасителя. Спаситель мiра, знакомя учеников Своих с признаками, возвещающими скорое Его Второе Пришествие, сказал: Тогда аще кто̀ рече́т вам: се, здесь Христос, или́ о́нде, не ими́те веры. Аще убо реку́т вам: се, в пустыни есть, не изыди́те; се, в сокровищих (т.е. в каком-либо тайном отделении до́ма), не ими́те веры. Якоже бо молния исходит от восток и является до запад, та́ко будет и пришествие Сына Человеческаго (Мф. 24:23; Мф. 24:26; Мф. 24:27; Лк. 17:23; Лк. 17:24). Не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о Пришествии Сына Божия. Он явится внезапно; явится по всемогуществу Своему, всем человекам и всей земле в одно время. Возражение ученых, что нет возможности в одно время явиться Сыну Божию пред всем человечеством по естественному шарообразному устройству земли́, не имеет никакого ме́ста. Если всемогущий Бог извлек и землю, и весь мiр из ничтожества Своим всемогущим и всепремудрым повелением, не понуждавшись в предварительном совещании с учеными, то неужели Он не возможет по той же причине, по неограниченным могуществу и премудрости Своим, явиться человечеству в одно время, хотя бы способ к приведению этого в исполнение был недоступным, каким он и должен быть для всех ученых земли́? «Придет Господь, — сказал святой Иоанн Дамаскин, — с небеси таким же образом, как святые апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11); придет совершенный Бог и совершенный человек, со славою и силою. Никто да не ожидает Его от земли́, но всякий да ожидает с неба, как Он Сам подтвердил»[2].
Господь заключил учение о кончине мiра и о Своем Втором Пришествии следующим наставлением и завещанием: Внемли́те себе, да не когда отягчают сердца́ ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо прии́дет на вся живущыя на лицы всея́ земли́ (Лк. 21:34; Лк. 21:35). В этих словах Го́спода, в этом завещании Го́спода, в этом совете, в этой заповеди Его воспрещается плотская жизнь и излишество в земных занятиях, что̀ всё вместе претворяет человека из духовного в плотского и вещественного, заставляет забывать вечность и Бога, влечет к впадению во все грехи. В сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти; в него входит нравственный мрак, в него входит неве́дение Бога. Для людей, проводящих плотскую, греховную жизнь, упоенных, отуманенных ею, наступит Пришествие Го́спода как сеть. Обымет эта сеть всё человечество. Убежать, ускользнуть от сети нет возможности ни для кого. Ведая это, будем пребывать в постоянном трезвении. Прибегая к Богу учащенными, непрестанными, исполненными умиления и плача молитвами, стяжавая и поддерживая в себе Царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем избавиться от цепей и козней греха и мiродержца Божией благодатью и силой. Мы возможем с благим упованием и духовным извещением в помиловании и спасении предстать Судии нелицеприятному, имеющему произнести о нас приговор, который решит участь нашу на вечность. Аминь.
Примечания:
[1] Пи́сьма Георгия, Затворника Задонского. Кн. 1, ст. 62, 1850 г. и Слово преп. Ефрема Сирина 106 об антихристе.
[2] Точное изложение православной веры. Книга IV, гл. XXVI.