Помоги детям
_http://www.rusfond.ru/
_http://www.deti-mira.ru//

Пешка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пешка » Разное » Из архивов масонства


Из архивов масонства

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Дорогие друзья, я стал обладателем...впрочем, я не боюсь... Если Вы не против, я буду публиковать здесь те архивы, обладателем которых я успел стать...Господи Иисусе Христе, прости  меня грешного...

0

2

Вестник Объединения русских лож в Париже номер первый

От Редакции.
Достаточно бросить поверхностный взгляд на уцелевшие рукописи  нашего архива, чтобы отдать себе отчет в 'той огромной работе у которая была проведена русскими Ложами в Париже в течение 35 лет. Среди сотен прочитанных, докладов в области истории русской литературы, философии и число просветительской, целый ряд представляют совершенно исключительный интерес. Увы. Все это богатство лежит мертвым грузом, в чулане, в запыленных папках и подавляющее большинство братьев не имеет о нем ни малейшего представления. С другой стороны в настоящий момент в силу сложившихся обстоятельств, вследствие малочисленности русских мастерских и их разобщенности, на собранияхприсутствует весьма незначительное количество слушателей и превосходные доклады остаются в неизвестности для большинства из нас. Не следует опять же забывать, что значительное количество русских братьев рассеяны по всему лицу земли, будучи членами французских, американских, немецких, бельгийских и др. иностранных мастерских. Эти братья не только не в курсе наших работ, но зачастую не знают даже о нашем существовании.
  Целью нашего Вестника является:
1) Попытка установить , в меру наших сил более тесную связь между всеми русскими братьями, независимо от нахождения мастерских, в которых они состоят;
2) Дать возможность всем братьям ознакомиться с некоторыми из наиболее интересных работ, прочитанных в разное время в наших ложах.
  На страницах нашего «Вестника» мы будем печатать в каждом номере
1) Несколько докладов, прочитанных в ближайшее время, либо извлеченных из нашего архива;
2) Краткую хронику, отражающую жизнь наших мастерских. Мы очень надеемся, что эта инициатива Совета Объединения встретит сочувствие в среде русских братьев. Успех нашего начинания даст нам возможность обеспечить регулярный ежемесячный выпуск, а также и увеличение числа страниц каждого номера. Историческое прошлое русского масонства Когда мы, одни раньше, другие позже стучались в двери наших «мастерских», работающих на русском языке, наши старшие братья говорили нам, что эти мастерские преследуют две особых цели, независимо от той работы, которую несут все без исключения масонские мастерские во всех странах.
А именно:
1) Формирование масонских кадров для будущего русского масонства на нашей родине;
2) Охрана русских культурных ценностей в области литературы, искусства, религиозной и философской мысли, не говоря уже о культе русского языка. Я не стану останавливаться на тех неблагоприятных психологических и материальных условиях, в которых нам пришлось работать, неизбежных на чужбине; эмигрантская оторванность, все более растущая трудность восполнить наши ряд, отсутствие денежных средств и т.д. Тем не менее, если в течение 35 лет с лишним нам удалось произвести значительную работу, удержать standing русских лож в Париже на должной высоте и преодолеть множество препятствий, то в значительной мере, мы обязаны этим славному прошлому русского масонства. Это историческое прошлое послужило основателям парижских лож тем конкретным базисом, который дал им возможность восстановить порванную цепь. Вы сами конечно понимаете, что при новых условиях не имеющих ничего общего с теми, в которых работали наши предшественники 200 лет тому назад нельзя говорить о формальной преемственности. Тем не менее, будучи de jare и de facto членами G.˚.L.˚.D.˚.F.˚. мы все по существу, являемся русскими вольными каменщиками, одушевленными надеждой насадить в более или менее близком или далеком будущем масонство на нашей родине. Здесь перед нами встает кардинальной важности вопрос: может ли в наш век масонский идеал быть воспринят в России XX века? Ясно, что этого вопроса нельзя касаться, не имея представления о русском масонстве в его историческом аспекте и не ощутив в глубине нашего сознания или подсознания те незримые нити, которые связывают нас, как русских масонов с нашим

0

3

Дост.˚. Мас.˚. просили меня сделать доклад о русском масонстве, имея в виду молодых Бр. .˚. Бр. .˚. для того, чтобы объяснить им особое положение и особый климат русских мастерских в Париже, работающих в лоне G.˚.L.˚.D.˚.F.˚.. Разумеется в кратком докладе невозможно изложить Историю Русского Масонства требующую несколько томов. Я попытаюсь лишь указать схематически главные моменты и определить в общих чертах ту огромную роль, которую сыграло масонство в истории русской культуры. *** Согласно преданию, первым русским масоном был Петр Великий, получивший посвящение во время его второго заграничного путешествия в Англии из рук основателя английского масонства Christopher Wren. Вернувшись в Россию, Петр основал первую русскую ложу, в которой первый молоток держал Лефорт, Первым Стражем был Гордон, сам Петр исполнял обязанности 2го Стража. Это предание находит косвенное подтверждение в застольной песне, посвященной Петру Великому Державиным, которую распевали русские Бр. .˚. Бр. .˚. во время агап в Елагинских Ложах в Екатерининское время. Первым историческим документом (из английского источника) является назначение в 1731 году, Вел .˚. Маст.˚. В .˚.Л .˚.Англии Лордом Ловелем капитана Джона Филипса Вел  .˚. Провинциальным Мастером Всея Руси. Десять лет спустя В .˚.Л .˚.Англии назначила нового Вел.˚. Мастера в лице Генерала русской службы англичанина Якова Кейта. В 1771 году в Петербурге была основана Л.˚. «Perfect Union» работавшая по английскому ритуалу, но в тоже время можно установить сношения русских Бр. .˚. Бр. .˚. с знаменитой берлинской Л.˚. «3-х глобусов». По свидетельству Бебера, русское Мас.˚. во время царствования Императрицы Елизаветы носило характер подлинно тайного общества. Члены лож собирались секретно, иногда даже на чердаках нескольких больших домов, расположенных на окраинах, вдали от бдительного ока предержащих властей. За это время были основана в 1750 г. в Петербурге Ложа «Zur Verschwiegaheit» и в Риге «Северная Звезда». Масонские ложи комплектовались, в первое время, главным образом из числа иностранных братьев (англичан, немцев, шведов) проживавших в Москве, Петербурге, Риге и нескольких других городах. Тем не менее в сохранившемся списке членов одной из Петербургских лож из архива Михаила Олсуфьева, фигурируют громкие имена князей Голицына и Трубецкого, графа Воронцова, графа Шувалова, князя Щербатова, Мамонова и др., равно как и знаменитого русского писателя и драматурга Сумарокова. Если в светском кругу масонство имело часто поверхностный успех как модная заграничная новинка, оно нашло более глубокий отклик в среде людей думающих и обладавших более духовными запросами. В некоторых журналах того времени, распространенных среди университетской молодежи, можно натолкнуться на строки, которые по своему стилю близки к масонским авторам той эпохи. Например: «Этот мир – одна лишь суета и тлен. Только добродетель нетленна. Она состоит в любви к ближнему…Любовь – единственное средство для борьбы с пороками и целью нашей жизни является истребление зла в этом мире…» *** Я не стану останавливаться на кратком царствовании Императора Петра III. Большой почитатель Фридриха Великого, который как вам вероятно известно, был преданным масоном, император Петр III покровительствовал вольным каменщикам. Это покровительство выразилось, между прочим,  в форме большого каменного дома, который Император подарил петербургской ложе «Верность

0

4

Вы конечно знаете Д.˚. Бр.˚. Бр.˚., что русское масонство достигло совершенно исключительного расцвета в царствование Екатерины 1763 – 1796 гг. Этот необычайный успех оставил неизгладимый след не только по его не поддающемуся никому учету, влиянию на развитие русской культуры, но и в плане всемирного масонства, так как ни в одной стране и никогда ни одна масонская держава не достигала и малой доли тех конкретных результатов во всех планах масонского строительства и в государственном масштабе, которыми вольные каменщики всего мира могут гордиться, так как по существу своему масонство едино и универсально. Для того, чтобы уяснить себе ту легкость, с которой масонские идеи были восприняты русским сообществом второй половины 18-го века, необходимо учесть психологический момент. Не надо забывать с одной стороны, несомненной отсталости России в смысле культурного уровня, а с другой – отсутствие железного занавеса между Востоком и Западом. Идеи энциклопедистов, Руссо, Вольтера и их сподвижников были естественным этапом в развитии французской творческой мысли и не могли вызвать никаких эксцессов на родине Декарта. Эти же идеи, проникнув в Россию, не успевшую еще освободиться от душной атмосферы Петровских ассамблей и лампадного масла, произвели бурную реакцию. Предреволюционные настроения, скептицизм Вольтера, мечты о грядущем человеке Жана-Жака Руссо, реформаторская и революционная теория д’Аламбера были восприняты в России как призыв к всяческому раскрепощению и всяческой свободе. Все казалось дозволенным человеку, освободившемуся от пут старых религиозных предрассудков и суеверия. Волна безудержного и бесплодного вольнодумства и отрицания всех моральных норм пронеслась, всколыхнув все слои тогдашнего русского общества, оставив за собой чувство глубокой неудовлетворенности, пустоты и непреодолимую жажду новых духовных источников и устоев, вне религиозной догмы, в порядке свободного искания истины. *** Мне кажется, что в этом несколько упрощенном изложении можно уловить тот психологический момент, который предопределил расцвет русского масонства в 18 веке. Однако же, для установления хронологической последовательности событий в плане общемасонском, я напомню вам в нескольких словах наиболее значимые этапы в развитии западного масонства. Необходимы тысячи страниц, чтобы описать бесконечное множество Мас.˚. лож и систем, которые возникли в Европе, переплетаясь и сталкиваясь между собой, образовав в начале века невероятно сложную сеть самых разнообразных масонских образований. Масонские историки считают обычно началом европейского регулярного масонства основание в 1717 году В.˚.Л.˚. Англии. Следующим капитальным этапом было опубликование «Книги Конституций» Андерсона в 1723 году, которая, как вам известно, лежит в основе и нашего Шотландского Устава. Первый раскол произошел на политической почве в связи с попытками использовать масонство для реставрации Стюартов на английском престоле. Так как претендент Яков III проживал во Франции в иезуитском College de Clermont a St. Germain – то это учреждение, принявшее при участии барона Рамзая и в сотрудничестве с Эдинбургской диссидентской Ложей Св. Андрея, форму масонского ордена, послужило колыбелью нового масонского устава Strict Observance, получившего во Франции

0

5

Некий барон Hundt перевез этот устав в Германию, где под водительством ложи «Die Drei Weitkugein» - La Stricte Observance заняла доминирующее положение. Однако же Stricte Observance раскололось в свою очередь. Член ложи [неразборчиво] врач Эклеризи, он же Циннендорф, радиированный за «девиацию» из своей мастерской основал в 1768 году свою ложу в Потсдаме под названием «3-ключей» предложив свою масонскую систему, получившую название Циннендорфской по имени своего автора. Эта новая система возглавленная ложей «Минервой», сыгравшая кстати сказать значительную роль среди русских масонов, заняла в очень скором времени первенствующее значение в Германии. Перед тем В.˚.Л.˚. Англии в первые же годы своего существования основала целый ряд Лож в Швеции, но начиная с 1731 года шведские ложи начали эволюционировать сначала под сильным влиянием Сведенборга, затем принять статуты Stricte Observance, изменившие в корне ортодоксальную  чистоту английского устава. Во Франции громадное большинство лож (около 700) принадлежали опять же к Stricte Observance и группировались вокруг Вел.˚. Мас.˚. герцога Шартрского (будущий король Филипп Эгалитэ). В 1773 г. Вел.˚. Мас.˚. основал Grand Orient de France. В 1778 году под председательством Виллармоза состоялся в Лионе конвент представителей всех лож Stricte Observance Франции и Германии, на котором был выдвинут проект объединения этих лож под верховным водительством герцога Брауншвейгского. Этот проект остался неосуществленным, а Великий Восток Франции с тех пор стал понемногу переходит на политические рельсы. Прежде чем окончить этот схематический обзор европейского масонства 18-го в. необходимо вспомнить 2 большие фигуры, оставившие глубокий след во всем масонском мире и в частности в России. Я имею в виду Мартинеса Паскалиса и Сен-Мартена. Мартинес Паскалис – по происхождению испанский еврей начал свою карьеру в 1760 году во Франции, в испанских ложах Бордо, Марселя, Лиона и Парижа, распространяя свою эзотерическую доктрину в этих мастерских. Он же (а не Сен-Мартен) был основоположником будущего мартинизма. Теория Мартинеса базировалась на волевом начале. Он утверждал, что только духовное усилие может открыть путь высшего познания. Он отрицал законность государственной власти и право подчинения свободного человека воле других людей. Сен-Мартен, ученик Мартинеса был автором книги «Об истине и заблуждениях», которой зачитывались русские масоны того времени. Сен-Мартен учил, что человек утерял былое совершенство золотого века, но что существует возможность возврата путем неспосредственного контакта с Богом – единым источником истинного света, доступного одним лишь избранным. Познание Бога, учил Сен-Мартен, достигается не только любовью Бога и ближнего, но главным образом, благодаря особой духовной  способности, которую можно развить себе, путем соответствующих упражнений, ведущих к сознанию божественной природы человека и к слиянию с Божественным началом. В заключение следует упомянуть еще об одной тайной организации псевдомасонской (я имею ввиду так называемый орден Иллюминатов), которая была основана бывшим профессором Ингольдшатского Университета Вейсгауптом с целью… преобразования мира. Вейсгаупт ненавидел иезуитов. Однако, будучи питомцем

0

6

иезуитской семинарии  он считал иезуитский орден Орден образцом в смысле организационном. С другой стороны, для привлечения адептов и считаясь с духом времени, он решил прибегнуть в виде ширмы к Масонской структуре с примесью магии. Таким образом им был основан ряд масонских лож в Мюнхене, Милане и Голландии. Но за этим фасадом была тщательно скрыта организация совсем иного порядка, во главе которой стоял Вейсгаупт, облеченный единоличной властью. Масонские ложи служили ему лишь резервуаром , из которого он черпал исполнителей для своих тайных целей. Основной задачей было разрушение, так как согласно теории Вейсгаупта для достижения Золотого века на Земле, необходимо было уничтожить религию собственность и существующие законы. Все средства были дозволены для устранения врагов и торжества очередной политической интриги. Когда в 1784 году курфюрст Карл Баварский по настоянию иезуитов положил конец этой зловредной секте во время полицейского расследования был обнаружен целый арсенал средств, которыми пользовались Вейсгаупт и его адепты в виде адских машин, фальшивых печатей, симпатических чернил, рецептов приготовления ядовитых пилюль и т.д. Но еще долго после разгрома Иллюминатов в самых разнообразных масонских и политических кругах, можно было натолкнуться на следы их преступной деятельности. *** Прежде чем приступить к основной теме моего доклада, считаю необходимым напомнить вам, что все, что происходило на Западе, проникало, иногда с некоторым запозданием в Россию. Кроме того, некоторые русские братья состояли членами парижских, берлинских или английских мастерских и занимали там иногда ответственные должности. Например, существует документ свидетельствующий о назначении 27 декабря 1773 года  конвентом В.˚.В.˚. Франции графа Александра Строганова одним из 3-х членов комиссии по пересмотру ритуалов высших градусов. Началом расцвета русского масонства в 18 веке можно считать назначение в 1770 году Великой Ложей Англии, объединявшей 84 английские ложи сенатора Ивана Перфильевича Елагина Великим Мастером Великой Провинциальной Ложи «of and for all the Russians». Елагин основал целый ряд лож в Петербурге, пользовавшихся шумным успехом, объединивших виднейших представителей общества. Работы этих мастерских заканчивались блестящими агапами с множеством восторженных речей и тостов и огромным количеством шампанского. Среди десятков елагинских лож следует отметить «Уранию» и «Астрею», в которой был посвящен Новиков. Основоположником второй значительной группы русских лож явился барон Райхель, привезший из Берлина Циннендорфскую систему. Среди рейхелевских лож следует отметить : в Петербурге «Аполлон», «Horus», «Latona», «Isis» - в Ревеле. В ложах Рейхеля царил совсем иной климат. Работа производилась в более строгих рамках. О роскошных агапах не могло быть и речи; все внимание Бр.˚. Бр.˚. было сосредоточено на проблеме самоусовершенствования и посвящения. Следует отметить, что Рейхель пользовался в масонских кругах исключительным авторитетом и уважением. В 1776 году обе группы русских лож объединились , признав верховный авторитет  Циннендорфской ложи «Минерва» (основанной Циннедорфом в 1768 году в Берлине). 3-ю группу составили ложи, признавшие зависимость от Великого Стокгольмского капитула, возглавляемого герцогом Зюдерманландским, двоюрдным братом  шведского короля Густава III. В 1780 году князья Куракин и Гагарин, подставлявшие Елагинские и Рейхелевские ложи, подписали соглашение, в силу которого была основана в Петербурге «Вел.˚. Провинциальная Национальная Ложа» и «Совет Вел.˚. Пров.˚Нац. Ложи"

0

7

соответствующий нашему Фед.˚. Совету. (Оригинальный акт этого соглашения хранится и по сей день в Румянцевском Музее). Следует заметить, что принятый русскими ложами Шведский Устав был по существу уставом Stricte Observance, о котором я уже говорил, но русские уполномоченные Куракин и Гагарин не были в курсе произошедшей в Шведском масонстве эволюции. Между тем и Елагин и Рейхель были, в сущности, решительными противниками Strict Observance. Как бы то ни было в 1780 году в лоне русского масонства можно различить 4 различных направления: 1) английский ритуал, практиковавшийся в елагинских ложах; 2) Циннендорфский, привезенных из Германии Рейхелем; 3) Ложи, возникшие в результате соглашения между Елагиным и Рейхелем; наконец; 4) Мастерские работавшие по шведскому уставу. В этот момент впервые  на первый план  выступают главные деятели русского масонства во главе с центральной фигурой Новикова и центр тяжести переносится из Петербурга в Москву. Новая эра была ознаменована основанием ложи совершенно особого типа под отличительным титулом «Гармония».  Основателями ее были Новиков, Шварц и кн. Николай Трубецкой. Следует заметить, что Новиков был членом Циннендорфской ложи, Шварц был посвящен в Германии по обряду Stricte Observance, а кн. Трубецкой был масоном Шведского Устава. Для названных 3-х Бр.˚. Бр.˚. было ясно, что царствовавший в русском масонстве разброд вреден для масонского дела в его целом и во что бы то ни стало, необходимо собрать воедино распыленные силы и создать подлинное единение, откинув в сторону разногласия второстепенного порядка. Их основные цели были ими сформулированы в 4-х пунктах: 1) образование единого русского масонства; 2) независимость 3) установление адекватной посвятительной ориентации и наконец 4) реальное приложение масонских принципов к великому делу цивилизации и культуры в России. Ложа «Гармония», названная тайной и сиентифической, была фактически braintrust ‘ом предпринимаемого образования. В ее состав вошло всего лишь 8 членов, а именно Новиков, Шварц, кн. Николай Трубецкой, кн. Черкасский, Тургенев, Зыгалычев, Херасков и Кутузов. Братья эти считали себя членами «Внутреннего ордена», давая этим понять, что они не придавали значения внешним формам того или иного устава, признавая лишь основные вечные принципы Масонского Ордена. Члены «Гармонии» обратились ко всем русским ложам с предложением присоединится к ней, представив каждой из них работать по тому ритуалу, к которому их обязывает их принадлежность. Это предложение было принято значительным большинством лож всех послушаний. Это не мешало отдельным членам той или иной ложи персонально аффилиироваться в «Гармонию», число членов которой сильно возросло. Первый пункт намеченной программы оказался таким образом успешно выполненным.

0

8

Выполнение второго пункта намеченной программы (независимость) выпало на долю Шварца. В результате длительного заграничного путешествия на международном конвенте в Вильгельмсбаде, поставившем себе целью реорганизацию всего европейского масонства, русское масонство официально было признано как самостоятельная 8-я провинция. Я не буду останавливаться на 3-ем пункте программы, касающемся посвятительной ориентации, требующим  особого исследования и выходящим по существу из рамок моего доклада и перейду к 4-му пункту о практическом жизненном  применении масонских принципов в плане культурного строительства. В центре этой гигантской созидательной работы оказался Николай Иванович Новиков и Иван Григорьевич Шварц. Николай Иванович Новиков родился в 1744 году в скромной дворянской семье. Полученное им первоначальное образование было далеко не блестящим. В старости он говорил свои посетителям: «Первым учителем моим был Бог». 18-летним юношей Новиков поступил в качестве рядового и Измайловский полк., где по случаю участия в Петергофском походе , получил унтер-офицерский чин.  В 1767 году вместе с некоторыми другими молодыми гвардейцами Новиков был прикомандирован письмоводителем в Комиссию депутатов для составления проекта Нового Уложения. В этом качестве ему неоднократно приходилось читать протоколы общих собраний депутатов в присутствии Императрицы. В 1768 году Новиков был произведен в чин прапорщика и в том же году вышел в отставку с чином поручика. Освободившись от службы, Новиков отдался всецело журнальной и издательской деятельности. Со всем пылом юности и с детских лет мечтая посвятить свою жизнь борьбе со злом и невежеством , он избрал своим оружием Сатиру в форме целого ряда сатирических журналов. Первым из этих журналов был «Трутень», выходивший в 69-70-х годах. Затем, в 72 и 73 году – «Живописец», и наконец в 1774 г. «Кошелек». Журналы эти были новинкой и пользовались большим успехом. Сама Императрица отнеслась с сочувствием к этому начинанию и приняла даже активное участие в качестве сотрудницы «Живописца», в котором, между прочим, участвовал и фон-Визин. В дальнейшем Новиков перешел к изданию более серьезных трудов, которые до нашего времени представляют большую историческую и библиографическую ценность. В 1772 г. вышел в свет «Опыт Исторического Словаря Русских Писателей», в следующем году «Древняя Российская Идрография, содержащая описание  Московского Государства, рек, озер, кладезей и какие на них города и урочища». В 1773 г. и до 1775 г. вышли в свет «Древняя Российская Вивлиофика или собрание разных древних сочинений». Для поддержания Новиковских изданий и в частности Вивлиофики, Императрица пожаловала  Новикову сначала 1000 рублей, а затем еще 200 голландских червонцев. Покровительство, оказанное Государыней Новикову выразилось  между прочим и в разрешении доступа к государственным архивам. Я не имею возможности перечислить все издания Новикова этого периода. Необходимо  все же упомянуть ежедневное издание «Санкт-Петербургские Ученые Ведомости» и в особенности «Ежемесячный Журнал –Утренний Свет», явно посвятительного направления. Доходы от этого издания послужили для содержания 2-х школ для сирот и больных детей.

0

9

Как бы то ни было, на несколько лет Новиков создал себе солидную репутацию блестящего журналиста, превосходного организатора и преданного масонским идеалам работника в области просвещения. В 1779 г. Бр.˚. Л.˚. Урания Михаил Матвеевич Херасков, знаменитый писатель и куратор Московского Университета предложил Новикову снять в аренду Типографию Московского Университета. Это предложение после недолгого размышления был принято с радостью. Новиков сразу же учел все возможности, которые он мог использовать для реализации обширных планов. Переехав в Москву Новиков со свойственной ему энергией модернизировал ветхую университетскую типографию и тотчас же реорганизовал прозябавшую газету «Московские ведомости», связанную с университетом и типографией. Но главное его внимание привлек университет с двумя гимназиями, которые от него зависели. В этот момент произошла провиденциальная встреча с Иваном Григорьевичем Шварцем, только что назначенным в Московский университет в качестве профессора немецкого языка. Вот как описывает эту встречу сам Новиков: «Однажды пришел ко мне немчик, с которым я поговоря, сделался всю жизнь до самой его смерти неразлучным». Россия стала для Шварца второй родиной. Он был посвящен еще в Германии. Будучи убежденным спиритуалистом, он увлекался Яковом Беме, Арндтом и СенМартеном. Обладая обширными познаниями и исключительным ораторским талантом все его устремления совпадали с планами Новикова. Они идеально дополняли друг друга. Новиков был гениальным организатором. Шварц стал его вдохновителем и создал солидную идеологическую базу для задуманного проекта, разработанную до мелочей. Отправной точкой был Московский университет, который в то время был несомненным и пожалуй, главным русским научным центром. Масонские ложи играли  в общем плане роль идейной лаборатории. Основной же задачей было создание организации, способной ориентировать русское общество и главным образом молодое поколение в направлении масонских идеалов. В экзотерическом плане такого рода влияние в крупном масштабе представлялось возможным лишь в порядке просвещения народных масс, исходя из вершин общественной пирамиды. Когда Шварц был назначен профессором на кафедре философии, он очень скоро приобрел громадное влияние в среде университетской молодежи. Обе зависимые от университета гимназии были перереорганизованы. Щварц учредил  также при семинарии филологическую, переводческую и педагогическую. В это же время Новиков стал издавать по определенной программе десятки и сотни книг во всех областях науки, истории философии, религии и всемирной литературы. Громадное количество учебников рассылалось даром по разным учебным заведениям. Для привлечения необходимых денежных средств Новиков, Шварц и небольшой круг наиболее близких Бр.˚. Бр.˚. учредили в 1781 году единственное в своем роде «Дружеское ученое общество» под покровительством Московского губернатора гр. Чернышева и с благословения архиепископа Платона. Дружеское общество поставило себе следующие задачи: народное просвещение, борьба с невежеством, устройство публичных лекций, учреждение стипендий для нуждающихся студентов и наконец главным образом издание в широком масштабе и во всех областях знаний книг и  журналов и бесплатное распространение учебников и пособий в школах и семинариях. Успех Дружеского Общества превзошел все ожидания. Весь свет московского высшего общества горячо отозвался на призыв его основателей и денежные пожертвования с легкой руки Петра Алексеевича Татищева (одного из самых богатых

0

10

москвичей) потекли в таком изобилии, что все проекты могли наконец получать реальное осуществление. В 1782 году в одной лишь педагогической семинарии на иждивении Дружеского Общества числилось уже 30 студентов. В распоряжении Новикова была уже не одна Университетская типография, но четыре работавших на полный ход. Для того, чтобы более менее явно представить размах предприятия, достаточно привести следующие цифры: в течение 12 лет своей издательской деятельности, Новиков выпустил в свет 461 различных книг, не считая повременных изданий. В момент ликвидации университетского книжного склада одному лишь книжному магазину Кольчугина было сдано 80000 томов. По расчету Лонгинова, годовой оборот издательства можно считать в несколько сот миллионов нынешних франков. Эти цифры огромны. Они соответствуют примерно половине всех книг на русском книжном рынке того времени. Для распространения своих изданий Новиков создал по всей стране целую сеть книжных лавок, которые впоследствии послужили базисом в развитии книжного рынка. Деятельность московских масонов сплошь и рядом выходила за пределы чисто просветительской работы. Они не могли оставаться равнодушными зрителями человеческих страданий. Так, например, ими была основана образцовая аптека с бесплатной выдачей лекарств неимущим. Во время голода в 1787 году они организовали по всей Москве в крупном масштабе даровую раздачу хлеба и зерна голодающим. Увы! Вся эта кипучая деятельность оказалась обреченной. Я к сожалению не имею возможности в этом кратком докладе остановиться на болезненных этапах неравной борьбы Императрицы Екатерины с Новиковым и Московскими вольными каменщиками. Я укажу лишь схематически на 3 основные причины разгрома, который в конце концов закончился арестом Новикова и заключением его в Петропавловскую крепость в 1792 году – и фактической  ликвидацией русского масонства. Екатерина была конечно совершенно исключительной женщиной , обладавшей ясным и трезвым умом. Ее переписка  с Дидро и Вольтером  свидетельствует однако о том, что материализм был ей гораздо ближе нежели  область посвятительная. Она покровительствовала Новикову – жрнулисту и издателю научных трудов, но никак не масону Новикову. Она не понимала масонства, которое казалось ей по этому враждебным и опасным. Но по началу слишком много влиятельных сановников и царедворцев  были сами масонами и покровительствовали масонству. Первой причиной разгрома Московского Мас.˚. Центра можно считать появление новых лиц в непосредственном окружении Императрицы; в частности Зубова (явного врага масонства) и влияние иезуитов, пользовавшихся покровительством Екатерины. Второй причиной явилась все разрастающаяся французская революция, представляющая в ее глазах грозную опасность для престола. Третьей и пожалуй наиболее реальной причиной была паническая боязнь заговора со стороны Наследника Престола, будущего Императора Павла, с которым отношения Императрицы были весьма натянутыми и который был окружен масонами. *** Новиков, приговоренный без суда к 15 –годам заключения в крепости был на самом деле освобожден в 1796 году через 4 года заключения ровно через три дня спустя после восшествия на престол Императора Павла I. Новиков, приговоренный без суда к 15 годам заключения в крепости был на самом деле освобожден в 1796 году, через 4 года заключения, ровно три дня спустя после восшествия на престол Императора Павла I. Существует рассказ о том, что Павел был посвящен в масоны Елагиным в тайном собрании в присутствии гр. Панина.

0

11

Рассказ этот не подтверждается никаким подлинным документом, но соответствует исторической действительности.  В самом деле с раннего детства в период отрочества и юности Павел жил в масонском окружении. Его наставников был гр. Никита Панин. Его интимными друзьями были опять же масоны: гр. Петр Панин, Остервальд, князь Гагарин, и несколько позднее князь Куракин. Павел не любил своей матери. Его отталкивал ее холодный и скептический подход к вещам. Наоборот, будучи романтиком по своей природе, ему был близок климат масонства в его мистическом и рыцарском аспекте, его таинственность и высокие устремления. С воцарением Императора Павла в масонском мире естественно произошло большое оживление. Последовало возобновление работ в большинстве мастерских. Увы! Благоволение Павла к масонским ложам продолжалось очень недолго. Все вы конечно, знаете ту метаморфозу, которая превратила мечтательного и рыцарски настроенного юношу в сурового бессердечного деспота, отстранившего всех близких друзей и внушавшего панически страх и трепет во всех слоях населения. Во время коронационных торжеств Павел пригласил главных руководителей масонства и предложил им впредь не собираться. Таким образом, все мастерские «уснули» и эта внезапная неожиданная летаргия продолжалась вплоть до трагической смерти Императора. Вы знаете Д.˚.Д.˚. Бр.˚. Бр.˚. с каким единодушным облегчением и радостью вся страна приветствовала конец одного из наиболее мрачных периодов русской истории и восшествие на престол молодого и обаятельного Императора Александра I, ставшего на первых же порах предметов всеобщего обожания. И не даром, так как первую половину Александровской эпохи надо считать по праву одной из самых светлых и блестящих страниц русской истории. Нельзя не заметить, что вся реформаторская деятельность правительства , вся проникнутая либерализмом и гуманитарными устремлениями в значительной мере объясняется масонским окружением государя. Интимные друзья Александра были масонами. Сперанский тоже был масоном. Масонские ложи расцвели пышным цветом. В царствование Александра были учреждены в Петербурге, Москве и в провинции десятки новых лож. Я здесь упомяну лишь об основании В.˚. Л.˚. Астрея, игравшей руководящую роль. Для того чтобы иллюстрировать значение масонства в этот период я приведу следующий факт. В июле 1813 г. во время похорон героя отечественной войны Кутузова, в одной из самых просторных зал Москвы было организовано траурное масонское собрание, посвященное памяти успошего, на котором присутствовали исключительно вольные каменщики, причем громадное помещение не могло вместить всех желающих присутствовать на этом собрании. Александровский период был последним расцветом масонства в России. Вы знаете трагический перелом в характере Императора Александра I, произошедший после окончания отечественной войны и последние годы его царствования. В Аракчеевскую эпоху все ложи были вынуждены уснуть. Не подлежит сомнению, что в восстании декабристов приняли участие некоторые молодые масоны из числа гвардейских офицеров, членов военных лож. Но в 1826 году Император Николай I приказом, запрещающим все тайные общества положил конец регулярному масонству на территории российского государства. *** Д.˚.Д.˚. Бр.˚. Бр.˚., самый предмет моего сегодняшнего доклада настолько обширен, что по существу, требует ни одного, но по крайней мере 3-х собраний. Есть целый ряд вопросов, которые могли бы с успехом послужить темой отдельного доклада. Например, драматическая борьба Екатерины с Новиковым, Александровское масонство, начало

0

12

русского масонства в Елизаветинское время, не затрагивая вопросов выходящих из поля зрения Синих Лож. Принимая во внимание краткость времени, коим я располагаю, мне показалось наиболее важным, имея ввиду молодых братьев, свести доклад к следующим пунктам: 1) Попытаться сделать схематически обзор европейского масонства в 18-м веке; 2) Установить его связь с русскими ВК; 3) Остановиться, главным образом, на Московском Мас.˚. Новикова и Шварца. 4) Установить для лучшей ориентации хронологическую последовательность развития масонства в России, в его целом. Мне казалось, что все произведенные таким образом данные помогут вам ответить на тот основной вопрос, который я формулировал в самом начале моего доклада и который мы пытаемся разрешить в течение более, чем 35-лет, а именно: каковы возможности развития масонства в России 20-го века? Мы видели Д.˚.Д.˚. Бр.˚. Бр.˚., что на протяжении нескольких столетий как только внешние условия хоть сколько-нибудь благоприятствовали масонским начинаниям, русские ложи расцветали в нашем отечестве с исключительной легкостью. Надо полагать, что масонство по существу соответствует интеллектуальной структуре русского человека. Не следует забывать, что основной чертой масонства является его универсализм и что с другой стороны, как это отметил Достоевский (его знаменитой речи посвященной памяти Пушкина), наиболее характерной особенностью русского творческого гения опять же является его универсальность. В заключение мне хотелось бы остановить ваше внимание на следующем: 1) В Л.˚. Гармония, сыгравшей решающую роль в организации русского регулярного масонства, числилось всего на всего 8 человек. 2)  Новиковскую Московскую организацию в ее целом можно считать наиболее полной и наиболее яркой материализацией масонской идеи, а именно: строго ограниченный круг общественной элиты, одушевленный бескорыстным стремлением социального строительства и руководимый высшей мудростью, даруемой посвящением. Бр. М.Корнфельд Лотос, 8 декабря 1958 года
Русские  ложи в 1958 году
Пять русских лож Д. и П. Ш. У. несмотря на все затруднения, уход многих братьев, то по болезни, то по невозможности платить нужные котизации, не прекратили своей работы. Наряду с посвящениями во все три градуса, инсталляциями, каждая ложа посвятила много времени докладам и братским дискуссиям самых различных проблем. Если доклады обычно делались на Торжественных Собраниях и обсуждались на сопровождавших их агапах, весьма скоромного свойства, то не менее интересными были дискуссии на Семейных Собраниях, проходивших в более интимной обстановке. Знакомясь с протоколами лож, мы убеждаемся, что главное место было уделено число масонским проблемам. К их числу надо отнести такие темы как «Происхождение масонства», «Храм Соломона», «Эзотерические основы геометрии», «Понятие терпимости в масонском понимании», «Роль ложи в масонском воспитании», «Масон – человек свободных и добрых нравов». От более общих вопросов братья переходили к более специальным вроде «Символика змеи», «Масонство и живопись» с тревогой констатировали «Кризис масонских понятий» и естественно задались вопросом, «Отвечает ли масонство современному состоянию души русского человека»? Доклад Д.М.Л. «Эзотерическая мысль русского масонства» являлся как бы введением в другую категорию проблем живо интересовавшихся братьев. Ни касались нашей родины, как ее прошлого, так и настоящего. Общее собрание всех пяти лож

Отредактировано JUDENSAUSPECK (6 декабря, 2013г. 14:54:00)

0

13

заслушало доклад Н.М.В. «Толстой и масонство». Не меньшее внимание привлекли доклады, посвященные философии Владимира Соловьева и «Религиозным сторонам поэзии Пушкина». И весьма интересная лекция одного брата историка «О русских святых и духовных основах русской истории». Один брат, известный литературный критик, говорил о «Духовном кризисе советской молодежи», другой снова вернулся назад и сообщил о новых археологических открытиях в России. Общую характеристику современного положения России «Советская теория и русская действительность» дал один брат, специализировавшийся на изучении Советской России. Насколько широки были интересы братьев, показывают также доклады, не вмещающиеся в перечисленные категории: «На заре французской революции», «Рукописи Мертвого моря» и «Думающие машины». И вся годичная работа в пяти русских лож как бы резюмировалась докладом Н.М.Б. «Взаимодействия между профанским и посвятительным мирами». Из нашего прошлого «Выдержки из речей говоренных в Ложе «Трех добродетелей» на востоке СанктПетербурга в день 8.2.1816 г.  /Документы эти принадлежавшие сенатору П.Кутузову бывшему масоном 18201812 гг. были опубликованы Евг. Опочининым в его : «Несколько исторических сведений о франк-масонах», С.- Петербург – 1838 г./ I. – Речь в день открытия ложи: … Уверьтесь, возлюбленные Братья, что цель работ ваших есть высокая, постоянная, вечная. Я столько вас уважаю, столько вас люблю, что удаляю и мысль сию, якобы вы каменщичество почитали одною забавою, провожденном времени  соплетением пустых наружных обрядов! Нет, вы сего не думаете, ваши души добрые, благородные, чувствительные выше непросвященных умствуют, далее видят живее, чувствуют и уверены в изяществе и превосходстве совершенных нами работ. …Вера успокоит все внутренние ваши волнения и доставит вам свидетельства о существовании вечном, о высоком вашем определении; …Надежда наполнит вас упованием на благость и милосердную помощь Высочайшего; … Любовь единым косновением своим прольет в вас небесные чувствования, заставит вас живо ощущать, сколь сладостно миловать и утешать, радовать всех нас окружающих, проливать благотворение и наконец, сколь сладостнее всего прощать оскорбившего вас брата, броситься к нему на шею, прижать его к пламенному, любовью исполненному сердцу, пролить с ним вместе слезы примирения и сказать ему: ты мой друг, ты - мой брат, пойдем взявшись рука в руку, к общей нашей цели, пойдем путешествовать и достигнем чистых радостей, кои суть доля, достояние, честь и наследие верно работающего каменщика и кои ожидают его в таинственном храме премудренности… II. - Краткое наставление управляющему ложею: … Ищите паче всего Бога и его милосердия, просите от него помощи и просвещения, ибо от Него вечная Премудрость иходит; не гоняйтесь ни за какими светскими суетными соотношениями, или мнимыми выгодами, связями, протекциями… …Старайтесь устроиться так, чтобы дом ложи вашей нимало не был похож на трактир, клуб или место увеселения и провождения времени… …Вперяйте им /членам Ложи/, что к каждому собранию должны они приготовляться, яко ко вступлению в святилище Премудрости… …Приходить в Ложу из клуба, из трактира, или из худшего еще места, есть оскорблять Бога и навлекать на себя гнев Его...

0

14

...Дорогие друзья, стоит ли продолжать публикацию?
Пожалуй, я взял на себя больше, чем нужно и byasha вправе меня выгнать за флуд, а Ioaнн оскорбиться за затопление его темы...
Тем не менее позволю себе оправдаться. Документ действительно интересный с несеольких ракурсов. Русское масонство изначально было всего-лишь рычагом западного влияния на Россию. Насколько же эти люди были одурманены собственной значимостью и осознавали ли они, что делают?
Временное Правительство - за исключением Милюкова - состояло из масонов. Именно эти люди "славно поработали" на свержение Самодержавия, именно благодаря им русская армия в 1915м году оказалась без снарядов, огромное количество которых ржавело на складах.
И вот, выполнившие своё предназначение русские масоны оказались никому не нужными в эмиграции во Франции, где большинство из них в своё время присягало на верность "Великому Востоку Франции".
Жалкое существование влачат они в 1958м году, к которому относится публикуемый документ...
Но... С началом перемен 90-х годов старые рычаги западного влияния снова оказались востребованными. Теперь масонские организации в России снова на коне. Боюсь, что весь истеблишмент здесь насквозь промасонен и рычаги управления находятся в руках, на которых надеты белые масонские перчатки..

0

15

Продолжайте.

0


Вы здесь » Пешка » Разное » Из архивов масонства