4.Истинное лицо.
“Я не вор и не шпион, я вообще–то - дух”- В.Высоцкий
“Я – зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором “Освободителе”, при Александре Третьем “Миротворце”, при Николае Втором “Кровавом”…Я беру недорого: сто двадцать рублей в месяц на свободе и двести - в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность” – И.Ильф и Е.Петров.
Материалы воспоминаний свидетельствуют в основном в пользу того, что Авель был наделен даром предсказания и возможно был угодником Божиим. Однако его собственные писания и некоторые документы говорят об иной картине.
1. Бесовская прелесть. Свои откровения Авель согласно его заявлениям (15, 16) получал “свыше”, слыша голоса или видя видения. Какого характера они были? При первом аресте во время допроса в тайной экспедиции от 5 мая 1796г. Авель высказывал сомнения в божественности их природы и в конце допроса даже признал, что глас, повествовавший ему о царствовании Екатерины II и Павла I, был демоническим (16-C. 360). Тем самым можно утверждать, что даже по его словам принятие им на веру упомянутого “откровения” и пророческие предсказания, которые он делал на его основе и распространял, было с его стороны как минимум проявлением легкомыслия. Впрочем, за подлинность и божественность по крайней мере одного из своих “откровений” на допросе он стоял горой (см. ниже).
Однако, в “Житии Монаха Авеля”, написанном самим Авелем судя по всему значительно позже, отношение к откровениям, в связи с которыми он первый раз попал под следствие, снова меняется на противоположное - утверждается, что он написал книгу “мудрую и премудрую”, которая и послужила причиной его первого ареста и заключения ( 15- С.419). Заметим, что “откровения” полученные от голоса и записанные в этой книге, действительно были причиной ареста ( 16- СС. 355-360 ).
О прелестном характере “откровений” Авелю высказывался и митрополит С.-Петербургский Амвросий, беседовавший с ним 29 мая 1800 года “…Из разговора ( с ним) я ничего достойного внимания не нашел, кроме открывающегося в нем помешательства в уме, ханжества и рассказов о своих тайновидениях, от которых пустынники даже в страх приходят. Впрочем Бог весть ”( 16- С. 364).
Как известно из православно-аскетической литературы, бесконтрольное, некритическое принятие на веру демонических видений и голосов и даже просто контакты с ними часто заканчивается для подвижника умоповреждением (9). Об умоповреждении Авеля говорит и выше цитированная докладная записка митрополита Амвросия. На ненормальное поведение Авеля в Петропавловской тюрьме указывает донесение колежского советника Александра Макарова генерал-прокурору Обольянинову от 26 мая 1800г. (16- С.364).
Об особенностях мышления Авеля – его умоповреждении, красноречиво свидетельствуют многочисленные опубликованные фрагменты его произведений. Приведем лишь несколько. 1).Фрагмент из “Жития Дадамия” – это ничто иное, как изложение своей биографии, поскольку новое имя Дадамей по словам Авеля было дано ему “духом”, назвавшим его также “вторым Адамом” (15-С.418). Наличие фантастического бреда величия, переплетенного с еретическими искажениями веры - налицо. “”Он (Дадамий) находится во всех твердях и во всех небесах, во всех звездах и во всех высотах, в самом существе в них ликуя и царствуя, в них господствуя и владычествуя” ... после этого он “воцарится на тысячу годов”, и будет тогда “по всей земли стадо едино и пастырь в них един, потом мертвые воскреснут”” (15- С.426).
2). Грустную картину смешения грубой ереси и бредовых построений человека, потерявшего чувствительность к логическим противоречиям видим в тексте толкований Авеля на книгу Бытие (“Книга бытия”) ( 15- СС. 427-428 ):
“В начале сотворены тверди и тверди, миры и миры, державы и державы, царствы и государствы, а потом и протчая вся: и творяша тако и размышляша девять годов сущих и два-десять и един духовных. В сущих годах вся размысли и вся расположи, а в духовных вся сотвори и вся утверди… Потом сотвори человека и выше человека и выша во всяком мире человека; и число всех сотворенных человек, елико есть число всех миров: сотвори Богочеловека по образу своему и по подобию. Сотвори их мужа и жену, имя им положи: гог и магог, Адам и Ева; гог и Адам муж есть: а магог и Ева жена его; гог и магог прежде сотворен: а потом Адам и Ева сотворены. Гог и магог и семя их до Адама жили на земли три тысячи и шесть сот годов; гогова земля и всего рода его вся старая Америка и вся новая Америка. Адамова земля и всего рода его вся Азия и вся Европа и вся Африка – сия убо земля… Сам гог и магог жил на земле всех лет живота своего четыреста и два года и четыре месяца, потом умре и погребен бысть. Детей всех было у них сто и двадесять и два, пол мужеск и пол женск; и жили они на земли всей жизни, как выше сказано двенадцать тыщь годов: житие их простое на подобие скотов и зверей. Закон им дан естественный, вся творяху по совести: но токмо сей род просветятся при конце века верою и благочестием. Потом же весь род гогов и весь род адамов скончаются. А восстанут другие веки и другие роды, и будут тако жить всегда и непрестанно, и тому не будет конца, ей тако. Аминь”. Заметим, что согласно современной психопатологии такого рода тексты говорят о наличии тяжелого – т.н. парафренного бредового нарушения мышления.
Впрочем, судя по переписке Авеля с графиней Потемкиной и другим письмам, мы не находим в его письмах ничего подобного (15- СС.433-435). Не исключено, что мы имеем дело с письмами, написанными в состоянии ремиссии процессов называемых в психиатрии шубообразная или рекурентная шизофрения. Для этих форм расстройств типично чередование светлых промежутков и периодов достаточно грубого выраженного обострения симптомов. При рекурентной форме в светлые промежутки человек, страдающий такой формой психического расстройства, может вести себя как абсолютно здоровый человек.
Как представляется, менее вероятным, хотя и не исключенным объяснением вышеописанных особенностей мышления монаха Авеля, отражавшегося в его писаниях, может являться попытка целенаправленного создания им образа себя, как провидца-юродивого. Наличие подлинного юродства исключается наличием грубых еретических искажений учения Церкви, как в приведенных выше фрагментах, так и в других его писаниях.
2.Лжепророчества. Мы имеем достоверные свидетельства в пользу того, что Авель был лжепророком, то есть давал пророчества именем Божиим, которые не сбывались. Приведем примеры.
1). В обеих вариантах автобиографии – в “Житии и страдания отца и монаха Авеля” и в тексте “Жизни и жития отца нашего Дадамия”, написанных им самим, имеется точное указание на то, что Авель-Дадамий должен прожить 83 года и 4 месяца (15- С.416 и С.426). В исследованиях историков М.Н.Гернета (2 - С.109 и С.174) и А.С.Пругавина (17 -С.226 ), анализировавших архивные данные о заключенных Спасо-Евфимиевого Суздальского монастыря, приводится точная дата смерти Авеля, указанная в документах монастыря - 1831г. Дата рождения Авеля - 1857 год (15-С.416, 16-С.354). Таким образом, он прожил 74 года, а не 83, как говорил он в своих пророчествах[4].
2).Генерал-прокурор князь Куракин в письме на имя Императора Павла I писал о том, что митрополит Санкт-Петербургский Гавриил упрекал Авеля за его предсказания о своем будущем архиерействе ( 16-С.363).
3).Согласно протоколу допроса в Тайной Экспедиции от 5 марта 1796г., Авель показывал, что ему были открыты “гласом, яко боговидцу Моисею” следующие подробности царствования императора Павла I, которые ему было повелено довести до сведения Императрицы и которые он, похоже, внес и в свою пророческую книгу, содержание которой распространял: “Егда воцарится сын ея (Екатенины II) Павел Петрович, тогда будет покорена под ноги его вся земля Турецкая, и сам султан, и все Греки, и будут они его данники ; а 2-е , скажи ей, егда сия покорена будет и вера их лжива истребится, тогда будет единая вера и един пастырь по всей земле, тако бо есть писано в Священном Писании. …Посемже иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля” (16-С.356). Целью написание книги было донести содержание указанного “пророчества” до Императрицы и наследника (16- С.357). Противоречия его содержания историческим событиям, имевшим место позже, самоочевидны.
4). Во время допроса в Тайной Экспедиции от 5 марта 1796 года было выяснено, что Авель предсказывал письменно о том, что “на ню (Екатерину II ) сын (Павел II ) восстанет”. Попытки подследственного доказать, что он писал одно, а имел в виду другое, ни к чему не привели (16-С.357-358), “пророк” оказался в итоге в Шлиссельбургской крепости, а “пророчество” не выполнилось.
5). В протоколах того же допроса 1796 года указывается пророчество Авеля, содержание которого было получено им “свыше”, на божественности этого “откровения” он особенно настаивал, даже перед лицом грозного следователя Тайной Экспедиции. Цитируем Авеля: “Процарствует мати его (Павла I), Екатерина Алексеевна, всемилостивейшая наша Государыня 40 лет: ибо так мне открыл Бог” (16- С.358). Между тем хорошо известны годы ее царствования 1762 - 1796 - т.е. всего 34 года царствования.
Таким образом, мы видим признаки той ситуации, которая в ветхозаветные времена каралась смертной казнью. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?". Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его (Втор.18, 20-22).
3.Ересь. Согласно донесению об Авеле генерал-поручика Заборовского графу А.Н. Самойлову от 19 февраля 1796 г., “сделан был ему допрос, но без великого успеха, кроме темного показания о некоем Еврее Феодоре Крикове, которого Авель признавал Мессиею и котораго он видел в Орле” (16-С.354). При допросе, осуществленном несколько ранее преосвященным Павлом, епископом Костромским и Галичским, Авель называл себя “предтечей Гоговым” ( 16- С.354). Епископ Павел также свидетельствовал о вере Авеля в уже состоявшееся пришествие ожидаемого иудеями Мессию в лице некоего еврея Феодора Крикова и о путешествии его для свидания с Криковым в г.Орел (16-С.355). Епископом Павлом взгляды Авеля были квалифицированы как ересь.
Таким образом в целом отношение Авеля к христианству предстоит пред нами как не определенное, а какая-то связь его воззрений со взглядами иудаизма становится почти очевидной. Проводниками и распространителями квази-иудейских идей в то время, как известно, были масоны. Заметим, что среди творений, сочиненных Авелем, находилась таблица “Планет человеческой жизни” ( 15- C. 427) – судя по названию, можно предполагать, что занятия астрологией были ему не чужды. На какое-то сходство взглядов Авеля и взглядов масонов указывается и в статье о нем в “Русском библиографическом словаре”(20).
Очевидно еретический характер имеют вышеприведенные его комментарии ветхозаветной истории происхождения человечества. Очевидно – грубое повреждение догмата о первородном грехе. Эсхатологические пророчества Авеля также расходятся с православной традицией – налицо хилиастические идеи в разных вариантах. Взгляды мон.Авеля на происхождение человеческого рода и грядущие судьбы человечества напоминают некоторые талмудические предания.
4. Антиправительственная ориентация предсказаний. Предсказания мон.Авеля, имевшие широкую огласку, согласно воспоминаниям современников (см. выше), звучали достаточно редко, при этом относились почти исключительно к грядущим событиям в политической жизни государства. При этом не может не бросаться в глаза временная связь появления этих пророчеств, с кризисными ситуациями в истории России. Антиправительственный характер его предсказаний, которые могли послужить оружием в психологической антиправительственной борьбе, не может не бросаться в глаза. В 1796 г. или несколько ранее им была опубликована в самиздате в форме пророчества прямая политическая провокация против Екатерины II (“на ню (Екатерину II ) сын (Павел I ) восстанет”) и сделано предсказание о грядущем благоденствии и торжестве Православия при Павле 1 (см. выше). Во время допроса в Тайной Экспедиции 5 марта 1796г. обсуждалась и, как тогда считали, крамольная версия о падения Петра III в результате заговора со стороны Екатерины II (“паде III-ий император от жены своей”), изложенная в “книге” Авеля, которую тот распространял (16 –С.358).
Если верить воспоминаниям Д.Давыдова, в 1826 г. он называет Николая I словом “змей”. Все это заставляет предполагать, что Авель мог быть использован заинтересованными лицами для создания определенных настроений в обществе - “пророчествовал” ли он сам или целенаправленно распространялись слухи о его “пророчествах” до событий или постфактум.
Именно этот политически ориентированный характер его предсказаний весьма беспокоило представителей власти. Например, во время допроса 5 марта 1796 г. и даже после вынесения приговора еще раз снова подробно обсуждалось все, касающееся вышеупомянутого провокационного предсказания Авеля и неоднократно ставился вопрос о связях Авеля с другими лицами (16-С.360-361). Активная деятельность со стороны масонов в то время по оказанию влияния на Павла I и их ставка на него в своих политических планах – хорошо известны (дело Новикова). Об активном участии масонов во всех политических кризисах, во время которых и в связи с которыми распространялись предсказания Авеля, свидетельствуют историки (см. 8 ).
Личное знакомство обер –прокурора А.Н.Голицына – известного масона и покровителя разного рода мистиков с делом Авеля и его неоднакратное покровительство ему, документально известны ( 18-С. 816-817). На тесную связь Авеля и А.Н.Голицына , указывал и известный церковный историк и агиолог граф М.В.Толстой (22- С.226).
Косвенно в пользу связи Авеля с влиятельными силами свидетельствует удивительный факт, приводимый тем же М.В.Толстым (22-С.228.). При кончине в распоряжении крепостного крестьянина Василия Васильева (монаха –“нестяжателя” Авеля), проведшего значительную часть жизни в казематах и тюрьмах, оказалось составляющим 10,5 тысяч рублей ассигнациями. Эту сумму Авель пожертвовал перед смертью на устроение нового иконостаса в церкви Св.Николая в Спасо-Ефимиевом монастыре и на нужды монастыря. (Сумма соответствующая по современным меркам примерно 110.000$). (Для сравнения - годовое жалование профессора Московского Университета в 30-ые годы 19 века составляла 300рублей в год). По словам самого Авеля, приведенным в его завещании, как утверждал М.В.Толстой ( 22-С.228), тот кормил свою семью, оставленную в миру, в течение всей своей жизни – вопрос, на какие деньги?
Приводим также неблагосклонный отзыв об Авеле и его предсказаниях, который был сделан св.Филаретом Московским, приводимый М.В.Толстым: “Митрополит Филарет по поводу последнего предсказания Авеля писал от 25 апреля 1829 года своему викарию Иннокентию из Питербурга между прочим следующее: “Слух о предсказателе в серпуховском монастыре, без сомнения, относиться к известному Авелю, который там был, но который в 1826 году за то, что, как говорили, предсказывает, заключен в Спасо-Ефимиев монастырь, где и доныне остается. Жаль, что вы сего не знали, и не сказали, кому следовало” (Прибавления к Творениям святых отцов, 1872 Ч.25. С.441). Затем уже от 2 мая 1829 же года Филарет писал: “Возвращаю вашему преосвященству переписку о предсказательной молве. Благодарю, что вы хорошо развязали сей узел. Одно не худо бы прибавить, что Авель уже сидит под надзором” (Там же, С.448)” (22-С.227). Заметим также, что, согласно опубликованным документам, ряд лица, носивших архиерейский сан, упомянутых в них, лично знавших Авеля, знакомых с его творениями, высказывался о нем в отрицательном смысле.
Сохранились и детские воспоминания того же М.В.Толстого о монахе Авеле и это - единственное личное свидетельство о нем со стороны очевидца, среди всего ряда писателей мемуаров об Авеле. “Однажды я играл очень весело в большой зале дома бабушки (мне было тогда восемь лет от роду), как графиня Каменская привезла с собою Авеля: я увидел монаха, с густыми всклокоченными седыми волосами и густою бородою, большими блестящими черными глазами, со смуглым суровым лицом и громким грубым голосом. Прорицатель внушил мне такой ужас, что я немедленно бежал и спрятался в отдаленной комнате. Это чувство страха оставалось во мне несколько лет” (22- С.226-227).
Вышеизложенные факты говорят о том, что жизнь Василия Васильева (мон.Авеля) врят ли может быть оценена как жизнь подвижника благочестия. Перед нами почти неоспоримые свидетельства о лжепророке, пребывавшем в демонической прелести, вера которого характеризовалась грубыми искажениями догматического характера. Мы также имеем косвенные свидетельства в пользу того, Авель со своими “пророчествами”, к которым относились с большим доверием в столичных светских салонах, мог быть в той или иной степени ангажированным в большие политические интриги своего времени, (возможно, в связи с деятельностью масонов) - слишком политизированным был характер его “пророчеств”. В этом ключе становится объяснимым таинственный источник его огромного богатства. Существующий в настоящее время образ Авеля как православного подвижника-монаха и истинного пророка о судьбах России, присутствующий в том числе и в православных изданиях, представляется нам не соответствующим фактам, реально имевшим место в прошлом. Остается только удивляться, в силу чего все эти факты, доступные для широкого читателя на протяжении более чем столетия, традиционно игнорируются теми, кто пишет о прорицателе-Авеле