В своё время меня заинтересовал один из участников бесед протоиерея Димитрия Смирнова - Алексей Арцыбушев. Это довольно незаурядная личность, жертва совецких репрессий и свидетель многих событий церковной жизни в СССР. И вот, совсем недавно попалась мне на глаза в цековной лавке достаточно толстая такая книга за его авторством "Милосердия двери. Автобиографический роман узника ГУЛАГа".
Я обрадовался и тут же купил. Но по ходу чтения (до сих пор пока не закончил) я пришёл в недоумение по поводу присутствия на книге грифа "Допущено к распространению Издательским Советом РПЦ". Мало того, что текст содержит весьма неприличные подробности, передавая буйство блудной страсти автора, так там ещё и развернута, фактически, апология раскола, когда Арцыбушев выставляет просто-таки геройством поступок матери, замороченной пропагандой "непоминающих", наотрез отказывающейся ходить в храмы Божии и приводить туда своих детей.
Впрочем, рассказать я собирался о другом. Меня крайне заинтересовало его особое отношение к русским и евреям. Русских он часто выставляет в неблаговидном свете, а вот евреев, напротив, хвалит.
Вот характерный пример его нелицеприятных высказываний, относящихся к русскому народу:
Уже приближались тридцатые годы. Закрыт Саров. Опоганено святое место не от руки иноплеменников, разграблено не татарской ордой, не печенегами, не гуннами, не скифами и не евреями. Саров, Дивеево и всю христианскую Россию громил, оплевывал, топтал в каком-то бесовском неистовстве русский богоизбранный народ!!! Кто сваливал с храмов кресты? С дивеевской колокольни валил, но не смог свалить, а согнул в дугу Ваня – сын сельского священника, нашего дивеевского отца Симеона. Кто жег дивный иконостас XVII века в селе Кимжа? Местные крестьяне, которые с нескрываемой гордостью хвалились мне своими «подвигами». Кто? Кто? Кто? Русские. Русские. Русские. В своем бесшабашном, по-русски безобразном разгуле русский народ разбивал, крошил и уничтожал то, перед чем преклонялся, что чтил, чему молился он сам многие века.
Но вот, что он пишет о евреях, когда рассказывает о жизни в ссылке:
...у мамы начались мытарства в поисках работы. Ссыльным найти работу равносильно выигрышу по 2-процентному займу. С утра и до позднего вечера она ходила, ходила и ходила.
Работы хоть отбавляй, но стоило уточнить соцположение, хлопали дверью.
Товарищи антисемиты! Дверями хлопали такие же русские, как и мама! А еврей пожалел ее и дал работу! Да не он один. Та к что нечего травить их и валить на них все наши беды. В них виноваты мы сами! Нечего пенять на зеркало, коль у самих рожа кривая. А сколько я в самые отчаянные моменты своей жизни видел от них добра и помощи, об этом потом.
Далее встречаются ещё более сильные слова и определения:
<...>Благодаря опять-таки доброму еврею мама поступила в фельдшерскую школу, открывшуюся при горбольнице. Она была очень образованной с детства, знала языки, имела живой, острый ум, энергичный, не знающий страха характер. Нищета, тяжелая, физически изматывающая работа, вечно голодные дети заставили ее искать надежную профессию. Но снова все упиралось в проклятое соцположение и в соцпроисхождение, стоящие в анкетах вслед за фамилией, именем и отчеством. Ответ на них неминуем. Тут нужны были добрые глаза, прочитавшие и сделавшие вид, что не заметили. Кто на это пойдет, кто в случае чего подставит свою голову, кто защитит? Русские? Они или сами дрожали мелкой дрожью, или были не способны найти в себе мужество, а некоторые по черствости своей проходили мимо человеческого горя и нужды. Многие же – из-за презрения и ненависти.
Но добрые души всегда были, есть и будут. Это те незаметные делатели добра, о которых Христос говорит: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3).
Ни у одного народа, в том числе и русского, нет и не может быть приоритета на добро или зло. Пред Богом все люди и все народы равны, поэтому дико и не созвучно христианину свое добро считать добром, а добро еврея – злом.
Когда-то я оспаривал, на основании некоторых свидетельств из Предания, ссаловский тезис о невозможности существования "хороших евреев". Действительно, Христом обещано обращение к Истине некоторых от иудеев в конце, да и апостол упоминает о некоем "остатке Израиля"... Но теперь мои доводы подтверждаются свидетелем. И примечательно то, что речь идёт не о "сергианах", а именно о "непоминающих", что лишний раз усиливает доводы против SSалова, т.к. он подобных людей расценивает как истинных христиан!
С другой стороны, лично мне неприятна своеобразная "русофобия" автора, когда недостатки и преступления отдельных людей он явно переносит на большинство соплеменников, а достоинствами некоторых "белых ворон" покрывает и хвалит народ, находящийся под проклятием и необузданным владычеством демонов. Вот это-то я понять и принять никак не могу.
Отредактировано Iоанн Пламенный (14 марта, 2015г. 00:52:29)