Капо – это привилегированный заключённый в концлагерях фашистской Германии, работавший на администрацию и следящий за повседневной жизнью простых заключенных. Капо выполняли функции надзирателя и по иерархии находились ниже «оберкапо» (старшие капо), но выше «бригадиров» (старшие рабочих групп).
В капо заключённые обычно шли не по идейным соображениям, а исключительно ради улучшения своего существования. Наверное поэтому значительная часть капо была евреями, а, например, в лагере Миттельбау-Дора все капо были еврееми. Актив капо также пополнялся за счёт уголовников, реже - «лагерных ветеранов». Нередко среди капо были гомосексуалисты, а также коммунисты, «перемещенные» с оккупированных территорий старающиеся выйти из рамок самой нижней ступени лагерной иерархической лестницы. Из-за сотрудничества с нацистской администрацией, капо не пользовались уважением, но имели власть над простыми заключенными.
Еврейский капо исполняет наказание.
Рис. Ян Хомски
Евреи помогали немцам содержать узников в концлагерях и гетто, отбирать и ловить скрывавшихся евреев, обманывать заключенных, распространяя необходимые немцам слухи, и т.п. Еврейские капо оказывались иногда более жестокими, чем эсэсовцы. Судя по многочисленным свидетельствам, эти капо также занимались избиением других евреев.Благодаря своему сотрудничеству с нацистами больший (в сравнении с другими заключенными) процент капо пережил войну.
Привилегии у капо позволяли им более-менее нормально существовать: они жили в отапливаемых помещениях, получали усиленное питание (особенно благодаря возможности распределять выделяемые для всех узников продукты в свою пользу), пользовались гражданской одеждой и хорошей обувью. В обмен на эти послабления режима нацистское руководство концлагерей ожидало от капо жестоких и эффективных действий в отношении простых заключенных, поддержания жесточайшей дисциплины, выполнения рабочих норм при помощи запугивания и избиений. Актив, как правило, был настолько же жесток к простым заключенным, как и нацистская охрана концлагерей. Капо-евреи очень боялись, что за недостаточное «рвение» их могут перевести обратно в простые заключённые и потому не знали жалости даже к своим единоверцам. В качестве оружия у них были разного рода дубинки.
Евреи-капо. Реконструкция.
Власть над людьми евреи-капо могли использовать ради своих скудных утех.
Штефан Росс, основатель музея холокоста в Новой Англии (регион США), утверждает, что 20 процентов охраняющих евреев-капо были гомосексуалы. Сам Росс пять лет был в заключении в нацистских лагерях, и ребенком испытал сексуальное домогательство со стороны охранников. Они били его, заставляя исполнять с ними оральный секс. Возможно, некоторые капо до концлагеря не были гомосексуалистами-педофилами, но жизнь без женщин, лёгкая возможность воспользоваться такими сексуальными услугами, а также лагерная атмосфера сделали из них таких существ.
Иногда руководство лагерей ставило капо-евреев над заключёнными немцами. Этим нацисты пытались унизить немецких заключённых, мол, вы настолько ничтожны, что вами командуют евреи.
По воспоминаниям немца-коммуниста Бернхарда Кандта, в прошлом депутата мекленбургского ландтага, а позднее попавшего в Заксельхаузен о работе SAW-арестантов:
«Мы должны были нанести на лесную почву шесть метров песка. Лес не был вырублен, что должна была сделать специальная армейская команда. Там были сосны, как я сейчас вспоминаю, которым было дет по 100-120. Ни одна из них не была выкорчевана. Заключённым не давали топоров. Один из мальчишек должен был забраться на самый верх, привязать длинный канат, а внизу двести мужчин должны были тянуть его. «Взяли! Взяли! Взяли!». Глядя на них, приходила мысль о строительстве египетских пирамид. Надсмотрщиками (капо) у этих бывших служащих вермахта были два еврея: Вольф и Лахманн. Из корней выкорчеванных сосен они вырубили две дубины и по очереди лупцевали этого мальчишку… Так сквозь издевательства, без лопат и топоров они выкорчевали вместе с корнями все сосны!».
По воспоминаниям, заключённые после этого ненавидели всю еврейскую нацию...
Нарукавная повязка старшего еврейского капо
В Освенциме среди заключенных преобладали поляки, далее шли евреи, цыгане, чехи, французы, немцы, украинцы, белорусы, русские. Белорусский узник Аушвица с лагерным номером № 48054 вспоминал, что отношения к белорусам и украинцам со стороны заключенных других национальностей, занимавших различные посты, были очень враждебны. Особой враждебностью отличались евреи и поляки, считавшие украинцев и белорусов представителями той национальности, которая сотрудничала с немцами. Лагерные капо, преимущественно евреи, за любые провинности забивали заключенных белорусов и украинцев до смерти.
Евреи-капо в конце войны эвакуировались из лагерей вместе с немцами подальше от советских войск в глубь Германии. Однако, даже когда намечалось скорое освобождение союзниками, большинство евреев-капо не стало лучше относиться к евреям. Даже страх быть казнённым из-за сотрудничества с нацистами не пугал таких капо.
Исраэль Каплан в колонне с другими евреями-узниками совершил «марш на Тироль» и попал в концлагерь Аллах - внешний лагерь Дахау, где до этого евреев не было вообще (концлагерь считался «нееврейским»). В апреле 1945 года часть евреев была отправлена дальше, а примерно 400 евреев осталась в Аллахе (в основном это были выходцы из Венгрии и немного из Польши). К пятнице 27 апреля количество евреев достигло 2300 человек.
С приближающимся крахом Германии и под давлением Красного Креста система отношения к евреем стала изменяться – эсэсовцы перестали заходить в еврейскую часть лагеря, ограничили свою деятельность внешней охраной, а управляли через своих верных помощников – еврейских старост, капо и др. Капо еврейской части лагеря также перестали заходить в общие блоки, заполненные больными и умирающими узниками. У охранников из СС возникла новая проблема - как избежать наказания, сбежать, раствориться.
Евреев было очень много, а бараков всего 5 штук. Теснота в блоках была страшной, больные лежали рядом со здоровыми и заражали их, при этом измождённость людей делала их иммунную систему настолько слабой, что они быстро умирали. Тут проявилась сущность некоторых узников евреев – предчувствуя скорое освобождение, они старались дожить до него даже за счёт смерти своих же солагерников. В большинстве это были люди, уже запятнавшие себя сотрудничеством с нацистами.
Поэтому чтобы выжить, евреи-коллаборационисты, как наиболее здоровые и сильные, захватили один барак только для себя. Их было 150 евреев-капо, лагерных писарей, старост и других немецких прислужников. Второй барак прихватили еврейские врачи из Венгрии, где под видом больных они держали своих протеже. Три оставшихся барака вмещали «простых» евреев - 2000 человек при общей вместимости 600 человек. Судя по воспоминаниям, у живых не было сил выкинуть на улицу трупы…
Но и в этой страшной ситуации среди евреев оказались люди, готовые ради собственного спасения идти на всякие подлости: группа шустрых еврейских узников, прибывших из разных стран и лагерей, быстро сговорилась и объявила себя «полицией еврейских блоков». Но вместо оказания помощи и наведения порядка среди больных, изоляции умерших они отделили себе часть одного из трёх бараков, вышвырнув больных с нар, и устроили себе просторную площадку. Потом взяли на себя право распределять пищу и, естественно, себе брали больше. На этом их функции и кончились. Однако после освобождения, утром 30 апреля, они объявили себя главными и важнейшими представителями еврейских узников.
Некоторые факты свидетельствуют о подпольщиках среди евреев-капо в трудовом лагере Треблинка. Там во главе подпольной организации стояли врач эсэсовского персонала Ю. Хоронжицкий и "старший лагеря" (главный капо) инженер Галевский, в охранном секторе подпольщиками руководил бывший офицер чехословацкой армии З.Блох. Среди подпольщиков были и другие евреи-капо и старшие рабочих групп.
Кроме собственно надсмотрщиков, заключённые-евреи сплошь и рядом были различными полезными прислужниками и помощниками для нацистов. Потерять своё вакантное место они боялись также, как и капо.
Были простые подсобники, собирающие трупы, а также квалифицированные плотники,каменщики, пекари, портные, парикмахеры, врачи, подсобные рабочие и т. д., для обслуживания лагерного персонала и др. Были евреи и в команде известного врача Менгеле.
В послевоенном Израиле еврей, чтобы нанести оскорбление другому еврею, обзывал его самым непотребным словом «капо». До сих пор «капо», наверное, самое бранное слово, которым один еврей может обидеть другого.