Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им Вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь — от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств — от Господа есть и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа.
Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот. "Как молиться во время болезней?" Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: если изволишь, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага от Господа Благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения.
Есть болезни, на исцеление которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтобы это не имело места в отношении ко мне.
Не только все предайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите. Верно, есть что из Вас выбить — и вот Господь направил на Вас столько молотков, которые и колотят Вас со всех сторон. Не мешайте же им своим серчанием, противлением, недовольством. Дайте им свободу, пусть, не стесняясь ничем, совершают над Вами и в Вас дело Божие, к которому Господом приставлены для спасения Вашего.
Господь любит Вас и взял Вас в руки, чтобы вытеснить из Вас все негожее. Как прачка мнет, трет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит Вас, чтобы убелить Вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое. Так взирайте на свое положение и утвердитесь в нем и Господу молитесь, чтобы Он утвердил в Вас такое воззрение и углубил.
Затем с радостию принимайте всякую неприятность, как врачество, подносимое Самим Господом. На окружающих Вас смотрите как на орудия Божия во благо Вам и за ними всегда зрите руку Божию, Вам благодеющую. И за всё говорите: "Слава Тебе, Господи!". Но старайтесь, чтобы это было не на языке только и в мысли, а и в чувстве. Молитесь, чтобы Господь и чувствовать так дал.
Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут как мыло у прачек. В церковь не ходите?.. (По болезни.) Дома почаще взывайте к Богу! Очень жалею об усилении Ваших немощей. Но в утешение Вам что сказать? Терпите да терпите!
И еще: благодушествуйте! Восставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хоть мы ясно того не видим. К невидимому-то и потребна вера, а к видимому — к чему вера? Господь да смилуется над Вами! Господь да утешит Вас утешением внутренним — невидимым. Господь да уврачует Вас, и Матерь Его Премилосердная, и Ангел-Хранитель.
Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых и их терпением воодушевляйтесь. Благослови Вас Господи! Господь близ нас и Богоматерь, и Hебо со скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болеем и исхода не видим. Неужели это случайно?! Неужели они не видят?! И видя, неужели не состраждут и не порываются помочь?! И видят, и состраждут, и готовы помочь — и все же оставляют нас томиться. Если они — вся любовь, то всё, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?!
То же, что бывает между пирогом, жаренным в печи, и между хозяйкою. Дайте пирогу чувство, мысль и язык... Что бы он заговорил хозяйке?! "Матушка! Засадила ты меня сюда, и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нестерпимости... И то беда, что исхода не вижу и конца не ожидаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или взад, или кверху — отовсюду заперт, и со всех сторон не прохлада, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь..." — и прочее и прочее. Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему? "Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи еще немного... и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Все наглядеться на тебя не наглядятся!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?.. Это диво дивное! Так потерпи еще чуточку — и увидишь отраду".
Пирогову речь Вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим Вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами... Перестаньте это делать и лежите спокойно.
Все охаете; но охаете спасительно, или по делу спасения. Благослови Господи ваши тревоги по сей части. Вы в болезненном состоянии по телу. Дело же спасения требует трудов и лишений. Как же быть? Терпите благодушно Вашу болезненность и благодарите за нее Бога... потому что, не будь ее, Вы бы, быть может, ходили кверху ногами, а теперь и сидите, и ходите — все как следует.
Другая польза та, что, будь Вы здоровы, Вам следовало бы, если б Вы вздумали, деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб и прочие труды. Теперь же это у Вас заменяется терпением болезненности.
Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте; трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умно сердечной, предзрении пред собою Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, с скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час, и прочее подобное... Вот вам и спасение!
Что вы прописали о своем ястии и питии, тут ничего нет укорного, если все принимается в скромной мере... Имейте у себя запасные святые дары: частицы Тела пропитанного Кровью... и причащайтесь, когда потребность, или как положите... Дома держите дарохранительницу со святыми тайнами на почетнейшем месте, среди святых икон.
Все от Бога: и болезни, и здоровье; и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты: принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть.
Посылает Бог иное в наказание, как епитимью; иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтобы избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти; и для многих других причин...
Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела... и не узреваете Божией в том о Вас попечительности?! А она действительно есть... Не осязаете ее?! Она такова и есть. Неосязаема в настоящем... а узреваема после. Воскресите же веру... и, как река, польются оттуда утешения. Расскажу Вам случай...
В Санкт-Петеpбуpге одна большая барыня... потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться... Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась... и этого мало: осталась ни с чем... Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла... Наконец смиловался Господь и в утешение послал сон... Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как. "Ничего, — говорит, — милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла". — " А дети?" — "Дети там", — указывая на небо, сказал он. "А Маша?" (Это старшая, лет пяти.) — "Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих...".
("Душеполезное чтение", 1894 г.).