Житие
Мать Славика утверждает:
«... Пресвятая Троица и его [Славика - и.И.] друзья [?! - и.И.] дали ему понемногу [?! - и.И.] от себя силы и он отправился сюда к нам на грешную землю, чтобы помочь нашему (человеческому) спасению. «А когда я вернусь обратно к ним», - сказал Славик, - «и буду показывать им свои раны, они спросят: «Как ты все это пережил?» - и будут меня за что-то очень благодарить»[1] - уж не Св. Троица ли Славика будет благодарить? «Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала испугаетесь ...»[2] - правда то, «кто он на самом деле» мы из книги так и не узнаем, наверно и автор сама не поняла: то ли ангел к нам явился, то ли святой, а может Сам Всевышний посетил людей? Тогда и про раны понятно.
Собственно этими цитатами с первых страниц книжки можно было бы ограничиться. Православному читателю и так все уже ясно. Но в книге много вещей явно соблазнительных для невоцерковленного человека. Тут все есть: и антихрист, и колдуны, и шестерки, и ИНН, и чудеса с явлениями, и прозорливость, и исцеления. Короче: налицо весь набор современного псевдоправославного триллера. Поэтому придется сказать о сем шедевре подробнее.
Странности предшествующие и сопутствующие рождению ребенка у Валентины Афанасьевны, высказывания о его высоком предназначении соседей, врачей и прохожих оставим без комментариев.
Начнем с того момента, когда мать впервые обнаружила у сына особые способности:
«Славик, видя мое состояние, подошел и открыто мне сказал, что нам дадут трехкомнатную квартиру - ему об этом было «сказано»... Я была ошеломлена не тем, что нам дадут квартиру, а тем, что ему это кто-то сказал. Я спросила: «Славочка, давно ли с тобой разговаривают?» Он ответил, что сколько себя помнит, всегда с ним разговаривает один и тот же голос»[3].
Итак, ребенок постоянно слышит чей-то голос. Какова природа этого явления? Есть три варианта:
Голос от Бога (ангела, святого);
Голос от лукавого;
От естества (психическое расстройство).
Мать, естественно, признает за истину первый вариант. Ее можно понять. Но должны ли мы только из уважения к ее материнским чувствам думать также?
Акак вообще относится Церковь (ее Святые) к таким вещам? Вопросим Святителя Игнатия (Брянчанинова) - а в его лице и весь многовековой духовный опыт Православной Церкви:
«Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность»[4] - то есть ни в коем случае не принимать услышанный голос за истинное Божие явление, не беседовать с ним, не вопрошать его.
«Благодать, когда будет в ком, не показывает чего-либо обычного или чувственного; но тайно научает тому, чего прежде не видел и не воображал никогда. Тогда ум тайно научается высоким и сокровенным тайнам ...»[5] - то есть, святые не голоса слышат, действие благодати иное. Славик же слышал «женский голос ... этот голос живой, а наши голоса рядом с ним словно мертвые»[6] - это похоже на состояние «контактера».
«В духовных видениях нет ничего чувственного: они доставляются тщательностью в исполнении евангельских заповедей и борьбой с греховными помыслами и ощущениями»[7] - случаев «врожденной благодати» Церковь не знает, напротив, младенец рассматривается не как ангел из другого мира, а как сын падшего Адама, несущий в себе зачатки всех страстей. Об этом знает каждый, кто хоть раз присутствовал на таинстве Крещения.
Теперь про сами голоса:
«Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света; тем удобнее могут быть обмануты ныне... Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какой бы личиной ни маскировалось зло. Поэтому святые Отцы заповедали, чтобы новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, - но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя признавали смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов - Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться»[8].
Таким образом, Божественность главного «дара» Славика - таинственного голоса, открывавшего ему все тайны настоящего, прошлого и будущего - не просто может быть поставлена под сомнение, сомнений-то как раз и нет. Нет сомнений в том, что этот «дар» не от Бога, а от двух (или одного из двух) иных источников. Попробуем аргументировать этот вывод.
«... Когда мы со Славой остались вдвоем, то он мне поведал, что видит все внутренние органы людей и знает, о чем люди думают, что он видит все заболевания в самом начале, и оказывается, в школе он уже некоторым детям помог. Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет. Ему в это время было восемь лет!»[9] - на дворе 1990 год, у власти Горбачев, идет разоружение. Естественно по телевизору пол дня про это говорят. Не удивительно, что в голове у ребенка ракеты да президенты.
Или это откровение Божие? А зачем оно Славику? Даже святым Бог открывал только то, что полезно и нужно знать им и некоторым их окружающим. На секунду подумаем: за чем Богу открывать восьмилетнему мальчику мысли президентов и расположение ядерных ракет? А вот бес не побрезгует потешиться такой игрой.
Автор книги постоянно доказывает, что сын ее был от Бога, многих к Нему привел. Собственно то, что привел в Церковь - еще не признак святости. Например, у меня есть знакомые, пришедшие в Церковь через магию и Рерихов, но ведь никто не сделает вывода о святости их этих религиозных течений?
В книге много говорится о нападках на Славика колдунов экстрасенсов и прочих плохих людей. Очевидно, это должно убедить читателя в православности и святости Славика: если нападают колдуны - то значит он от Бога.
А как на «дарования» Славика реагировали священники? В книге есть несколько имен местных священников, которые считали, что его дар - «свыше». Но вот что повествует мать о их паломничестве в Сергиеву Лавру: « ... когда старец о.Н поравнялся со Славиком, то Славик ему сказал: «А у меня дары от Бога есть» [весьма скромно - и.И.]. На что старец ответил: «Сейчас с твоими дарами разберемся!»... Через некоторое время к нам подошла монахиня, сказав, что она врач и ее послал о.Н [очевидно батюшка сразу понял, кого надо послать - и.И.] поговорить с отроком. Мне слушать позволено не было. Затем она увела Славика к старцу. Из-за долгого отсутствия сына я начала волноваться, но тут и меня пригласили. Мне пришлось подробно рассказывать о своей жизни и о своих грехах. К такому обороту событий я не была готова. Если до встречи со старцем я считала себя очень хорошей, то после встречи с ним я знала, что это далеко не так»[10].
А вот второе посещение Лавры:
«о.Н предложил нам переехать жить в Сергиев Посад, обещал нам оказать посильную помощь [под «помощью» мать поняла содействие в переезде, мне же видится здесь желание старца помочь в духовном лечении ребенка от его «дара» - и.И.]. Пообщавшись с о.Н какое-то время, мы пустились в обратный путь. ...На обратном пути в поезде мы с мужем обсуждали вопрос: как ему уйти из армии, чтобы ради сына переехать жить возле Лавры. ...Когда же отец вышел из купе, Славочка мне сказал: «Мамочка, не думайте ни о чем. Вы не переедете. ... Я заболею и умру ...»[11]. То есть благословение старца оказалось заранее невыполнимым, но Славик, заранее предсказавший свою смерть, не сказал об этом о.Н. Не разным ли духом водились эти люди?
Мать умолчала в книге и о том, каково было заключение о.Н о природе «дара» ее сына. Если бы он признал таковой «дар» от Бога, об этом бы было сказано непременно. Что же стоит за этим молчанием?
Любопытны высказывания Славика на Церковные темы:
«Перед кончиной Славика его соборовал отец Владислав Катаев из Чебаркульского храма. Он с собой привез две бутылочки святой воды. После соборования он предложил Славику попить водички, что была в одной из бутылочек. Славик возразил на предложение отца Владислава, сказав, что такой воды, как в этой бутылочке, у нас много из-под крана, и попросил воды из второй бутылочки, сказав, что та вода «святее». Удивленный отец Владислав задал вопрос: «А ты откуда знаешь?» - и сознался, что вода в первой бутылочке была разбавлена»[12]. Этот случай достоин отдельного комментария. По мнению Церкви святая вода не может быть «святее» или «не святее». Есть два чина освящения - Малы и Великий, а от разбавления святая вода своих свойств не меняет - это не раствор глюкозы.
«Славик мог разговаривать на других языках. Я видела, что животные, птицы и растения его понимают [интересно, как это она видела понимание растений? кивали ветками? - и.И.]. Когда я поинтересовалась: «Славик, что это за язык, на котором ты порой разговариваешь? Я такого нигде не слышала». Он ответил: «Это не земной». Иногда он пытался мне показать, как тихо и нежно поют и танцуют на Небе, а потом, извиняясь, говорил: «Не получается, мамочка, показать тебе. Выходит грубо в этом теле»[13].