То, что мы сегодня называем догматом, возникает лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси.
Агапы
Сообщений 1 страница 24 из 24
Поделиться22 марта, 2012г. 23:57:53
Учение о Святой Троице является основой христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру "в неизменную, совершенную и блаженную Троицу".
Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в Божественную жизнь.
Христианское учение о святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) - Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом
Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах."Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме", - говорит св. Симеон Новый Богослов. Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть "Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова", - учит св. Св. Максим Исповедник.
Само учение о Святой Троице есть учение "Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности", как сказал о Ней св. Григорий Богослов. "Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая" - учит св. Никита Студийский.
Отредактировано Man_GUST (2 марта, 2012г. 23:59:35)
Поделиться33 марта, 2012г. 00:12:00
Догмат о Церкви Христовой
Верую во Единую, Святую, Соборную
и Апостольскую Церковь (Символ Веры).
Церковь есть созданный Спасителем небесно-земной организм: на небесах – торжествующая Церковь праведников, на земли – воинствующая Церковь грешников, кающихся, возрождающихся и совершенствующихся "в меру полного возраста Христоа" (Еф. 4, 13)
Но уже со времен апостольских Единая Вселенская Церковь делилась на поместные по городам, странам, государством и народом. Так, Ап. Павел посылает послания к Церквам Римской, Коринфской, Галатийской и т.д. И теперь есть Церковь Греческая, Русская, Сербская и другие. Они нарождаются, растут, расцветают, или болеют и даже умирают, смотря по тому, насколько они верны поставленной Основоположников – Христом для Церкви задаче – возрождать людей к жизни вечной.
Пример тому в притче о виноградарях. (Мат. 21, 33-42). Ведь Ветхозаветная Церковь и иерархия были тоже Богом установлены, и велики были пред Богом Моисей, Аарон, Самуил и другие ветхозаветные иерархи, но когда во время пришествия Христова современная Ему иерархия и вожди изменили цель и назначение ветхозаветной церкви, то Господь произнес о них приговор: "Злых зле погубит". И о ветхозаветном избранном народе: "Отымется от вас Царство Божией и дастся народу приносящему плоды его". Также и о новозаветных поместных церквах сказано в Апокалипсисе: Вожди твои "называют себя Апостолами… а они лжецы… сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр. 2, 2 и 5).
История Церкви Христовой свидетельствует, что поместные церкви часто болели и близки были к ереси. Чаще всего это происходило по вине руководящей иерархии. Возьмем несколько примеров тому из истории Русской Церкви. Так, глава Русской Церкви, Московский Митрополит Исидор принял на Флорентийском Соборе (1439) Унию и по возвращении в Москву начал поминать папу, причащать под одним видом без чаши и в Символе веры добавлять "от Отца и Сына исходяща". Но царь и народ не приняли такого новшества и Исидор убежал в Рим. Так и в Западной Руси "Римская уния" заведена была епископами Кириллом Терлецким и Ипатием Поцем, "церковное же тело" не приняло и сопротивлялось ей.
В последнее время государственная власть, учитывая, что церковь является мощной силой для воздействия на народ, старается подобрать иерархию и через нее осуществлять свои политические планы. Так было в Польше перед войной: некоторых Русских епископов, не хотевших отдать Церковь в рабство польской власти, польское правительство выселило из Польши (Архиеп. Владимира, Сергия, Митроп. Елевферия), а подобрало продажных (митр. Дионисия, Георгия, Александра и др.) и через них начало проводить полонизацию православного русского народа, и только война помешала закончить это злое дело.
Теперь на Русскую Православную Церковь напала еще горшая болезнью Коммунистическая безбожная власть воздвигла великое гонение на Церковь, твердых в вере иерархов убила или сослала на каторгу, а подобрала новую иерархию, которая согласилась на выполнение задач безбожной власти. Подконтрольная атеистам патриархия и от нас требует того же.
Как здесь быть верующим? Говорят: патриархия ничего не изменила ни в догматах, ни в службах, ни в обрядах.
Нет, ответим, Патриархия нарушила существенный догмат о Церкви Христовой, отвергла Ее существенное назначение – служить возрождению людей и заменила противоестественным Церкви служением безбожным целям коммунизма. Это отступление горшее всех прежних арианств, иконоборчества и прочих. И это не личных грех того или другого иерарха, а коренной грех московской патриархии, утвержденный, провозглашенный, связанный присягой пред всем светом, так сказать, догматизированный апостасис.
Мы тоже находимся в лоне поместной Русской Православной Церкви и не имеем права оставить Матерь – Церковь в такой ее болезни. Но и послушать нынешних возглавителей Ее не можем. Мы находимся в таком же положении, как Апостолы пред Иерусалимскими первосвященниками и на требование Московской Патриархии не можем ответить иначе, как словами Апостола Петра и Иоанна: "Судите, справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога". (Деян. 4, 19).
Нас не страшит угроза, что будет созван новый Вселенский Собор для решения этой нашей тяжбы с нынешней иерархией Матери Церкви. Ибо этот суд уже имела и решение вынесла Вселенская Церковь.
"Ведай, господине мой вожделеннейший, - пишет св. Афанасий в послании к еп. Руфиниану – ведай яко в начале, о прекращении бывшего насилия (арианской иерархии над православной), был собор епископов, сошедшихся из заграничных стран: был такожде и у сослужителей в Элладе равным образом и у находящихся в Италии и в Галии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстоятелями (арианского) нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самодовольными деятелями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда и они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, по-видимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не расстроили церковь, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ.
Говоря сие, они, по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но вошедши в Египет, усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допустити таковых в клир, так как порабощенным и насилие претерпевшим дается прощение". (Афанасия Александрийского 3-е правило).
† Архиепископ Виталий
"Православная Русь", 1947 г., №5.(в сокращении)
Поделиться43 марта, 2012г. 00:13:23
«Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел сшедший с неба» (свт. Иоанн Златоуст).
«Кто уклоняется от причастия по причине ереси, то это правильно. Ибо причащение от еретика или явно осужденного за его жизнь отчуждает от Бога и предает дьяволу» (свт. Григорий Богослов).
«Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели» (прп. Иосиф Волоцкий).
«Всеми способами избегай общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать не архиереем, но волком» (свт. Марк Ефесский).
«Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями» (свт. Василий Великий).
Святитель Афанасий Великий, известный борец против арианства, мученик и исповедник, пишет: «Ступая путем верным и живоносным, вырвем око, которое нас соблазняет, не телесно, а через ум. Если, например, встретится вам епископ или пресвитер, который ведет себя неблагочестиво (имеется ввиду ересь) и соблазняет народ, надо от него отделиться. Так лучше без них собираться в каком-нибудь молитвенном доме, нежели с ними быть ввергнутым в геенну огненную».
Поделиться517 марта, 2012г. 01:59:54
Отвѣщáвъ же Си́монъ Пéтръ речé: ты́ еси́ Христóсъ, Сы́нъ Бóга живáго.
И отвѣщáвъ Иисýсъ речé емý: блажéнъ еси́,
Си́моне, вáръ Иóна, я́ко плóть и крóвь не яви́
тебѣ́, но Отéцъ мóй, и́же на небесѣ́хъ:
и áзъ же тебѣ́ глагóлю, я́ко ты́ еси́ Пéтръ, и на
сéмъ кáмени сози́жду Цéрковь мою́, и вратá áдова
не одолѣ́ютъ éй:
Поделиться617 марта, 2012г. 11:26:17
Поздравляю всех с днём Св. Патрика.
С http://www.taday.ru/text/349332.html:
17 марта – день Святого Патрика, просветителя и небесного покровителя Ирландии. В честь дня святого Патрика в Москве 21 марта пройдет ежегодный парад. Священник Георгий Завершинский, который в течение восьми лет служил на приходах Московского Патриархата в Ирландии, ответил на вопросы «ТД» о почитании святого в православных общинах «зеленого острова» и о том, как относиться к традиционному параду.
- На круглом столе «Святой Патрик, Ирландия, Россия» 15 марта Вы говорили о возможности появления в Москве православного храма в честь святого Патрика. Вы считаете, имя ирландского святого может вскоре появиться в месяцеслове Русской Церкви?
- Процесс сбора необходимых материалов и их передачи в Синодальную комиссию идет. Его инициировали активные прихожане Сурожской епархии, а архиепископ Елисей дал свое благословение. А раз процесс начался, значит, он будет иметь завершение. Сейчас есть особый день, когда совершается соборная память всех святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Но о появлении храма в честь святого Патрика говорить нельзя, пока его имя не включено в месяцеслов и не установлен день его почитания.
- Среди ирландских православных распространено почитание святого Патрика?
- В общем, да. Уже не только в Ирландии, но и в России, в Санкт-Петербурге в определенных православных кругах были написаны служба святому Патрику и его икона. Имеет место «внутреннее», инициативное почитание.
Когда я служил в Ирландии, мы совершали паломничества по святым местам, восходили на гору святого Патрика, служили там молебен. Вообще, паломничество в Ирландии развито, но пока в основном в католической среде, у православных же находится в процессе становления.
- Как отмечали день святого Патрика, когда Вы служили в Ирландии?
- Специально молебны не совершали. Обычно служилась Литургия, я поминал имя святого и после отпуста рассказывал что-то из истории и «жития» святого Патрика. Говорил о его личности и призывал прихожан обращаться к нему в частных молитвах, если у православных ирландцев есть такая потребность. Патрик - святой неразделенной Церкви и по своему характеру он, как мы чувствуем, православный.
Католики в этот день, раз в году, служат мессу Святого Патрика. Особенно торжественно она совершается в Дублине.
Если говорить об установлении официального дня почитания святого Патрика, то он не совпадет с 17 марта. По старому стилю, фактически, день памяти будет приходиться на 30 число. Впрочем, днем православного почитания святого Патрика может быть установлен и совершенно другой день.
- В Москве уже много лет проводятся праздничные шествия в день святого Патрика. Они всегда многолюдны и с каждым годом становятся все более популярны. С чем, на Ваш взгляд, это связано?
- Благодаря особым свойствам личности, святой Патрик умиротворяюще действует на всех людей, даже неверующих. Парад святого Патрика - и в Ирландии, и в России - это фестивальное шествие, где можно встретить все, что только может придумать творческий человек: песни, музыка, сценки, карнавальные костюмы... Но в течение парада все это проходит в миролюбивом, объединяющем контексте, с чувством юмора. Именно это и соответствует личности святого Патрика. Его святость выходит за границы официального поминовения в Католической Церкви и достигает людей, даже не считающих себя верующими. Через этот фестиваль они как бы приобщаются к личности святого, а через него, могут приобщиться и к вере. Думаю, к фестивалю можно относиться вполне положительно. Не хотелось бы парад рассматривать как на нечто порочащее личность святого Патрика.
К сожалению, с празднованием дня святого Патрика связывается традиция чрезмерного употребления пива. Это, конечно, никак не связано с самим святым, и ждать от Церкви какого-то благословения или одобрения этого было бы неправильно. Тем более, что память святого Патрика приходится на Великий пост. В Ирландии пиво - традиционный напиток и особых излишеств там наблюдается не слишком много. Нам же надо быть осторожными и следить, чтобы этот праздник в России не превратился в своего рода «второй Хэллоуин».
Поделиться720 марта, 2012г. 01:02:20
Икона Ченстоховская 6(19 марта н.ст.)
Особая благодать дана Господом Ченстоховской иконе Богородицы («Непобедимая Победа»)
19-го марта (6-го по ст. Ст.) 1917 года Священный Синод РПЦ постановил перестать молиться за Царя, а молиться за Временное Правительство, назвав его благоверным. Россия встала на путь погибели в этот день.
Эта икона предназначена для рода Царского с тех самых пор, когда святая равноапостольная Царица Елена обрела Животворящий Крест Господень 6/19 марта 326 года.
Этот образ стал символом славы русского оружия.
Первый молебен о победе над Наполеоном был отслужен именно пред этим образом.
Русское название иконы «Непобедимая победа».
Недавно Ченстоховскую икону Божией Матери обрели под (теперь уже знаменитой) Кущёвской Краснодарского края. Нередко её привозят в Ростов и служат молебны. Эта икона проявилась на шахматной доске. Атеисты старую икону использовали в клубе для игры в шахматы. Когда эту "шахматную" доску забрали и отдали верующим, икона стала обновляться. Клеточки ушли. Появился образ Божией Матери. На другой стороне св.Кирилла и Мефодия.
Поделиться823 марта, 2012г. 01:02:27
Совершенно фантастичны представления Вячеслава Крашенинникова о мироздании.
«Земля действительно круглая, - рассказывал он матери и каким-то загадочным ученым, приехавшим пообщаться с чудо-ребенком. - Только она на самом деле гораздо больше и не вертится, а то, что люди представляют под своей планетой, это только ее маленькая часть. И часть эта плоская... Еще внутри Земли много больших пустот, ...люди не могут их обнаружить, потому что они скрыты под слоем радиоактивного песка».
Поделиться925 марта, 2012г. 03:16:02
http://video.mail.ru/bk/ruspalomnik/3/22.html
Поделиться1115 апреля, 2012г. 08:16:33
Христос воскресе!
Поделиться1215 апреля, 2012г. 09:39:39
Воистину Воскресе!
Поделиться1315 апреля, 2012г. 11:06:15
Поздравляю морских и сухопутных пехотинцев со светлым праздником Воскресения Христова!
Прошу вас, никогда не забывайте, друзья, что Воскресение Истины есть поражение лжи в самом ее логове. В нашем случае – в ФИДЕ, АШП и в наблюдательном кагале РШФ.
Поделиться1415 апреля, 2012г. 12:03:06
Всех с праздником!
Поделиться1515 апреля, 2012г. 12:32:27
Христос воскресе!
Воистину Воскресе, уважаемый Водворах!
Поделиться1615 апреля, 2012г. 17:10:57
/
Отредактировано grado (12 августа, 2012г. 23:10:08)
Поделиться1715 апреля, 2012г. 20:01:43
http://video.mail.ru/mail/kulagina_57/3311/3446.html
Поделиться1815 апреля, 2012г. 23:38:47
Поздравляю морских и сухопутных пехотинцев со светлым праздником Воскресения Христова!
А артиллеристов?
Христос Воскрес!
Поделиться1916 апреля, 2012г. 06:23:43
прости меня господи грешного
Хорошая, кстати, присказка. Действительно, Вам следует почаще вспоминать о своей грешности.
Великим Постом, кстати, мы - христиане - обращались к Богу с такой замечательной молитвой св.Ефрема Сирина (её, в своё время, очень высоко оценил А.С.Пушкин):
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (Земной поклон)
Очень Вам рекомендую для каждодневного употребления.
Поделиться201 июня, 2012г. 14:47:44
Лосев Алексей Фёдорович
Из "Дополнений к диалектике мифа"
Только человек без роду и племени, ненавидящий все родное и интимное, убийца близких и родных может уничтожить догмат о троичности. В нем - все святое, вечное и родное, любимый и сладчайший лик родной вечности.
............
Это та дебелая, краснощекая бабенка, которая сидит на телеге и весело щелкает орехи, когда - в известном сне Раскольникова - производится истязание несчастной клячи и ребенок прильнул к издыхающей, истекающей кровью лошади и в слезах обнимает и целует ее голову. Так истязуется и распинается истина в человечестве и немногие в слезах и духовной скорби окружают ее, отдавая последнюю дань любви и преданности."
Поделиться216 июля, 2012г. 02:45:09
Мф 26 24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
Мк. 14, 21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Лк. 22, 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
Поделиться2216 октября, 2012г. 01:10:22
Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867) учит, что для истинной философии сегодня необходимо знать как истинное Христианство, так и истинную науку; без этого невозможно отличить материалистические фантазии от научной истины. Он пишет:
"Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнения в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в Христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но незнакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною".
--------------------------------------------------
Сотворение мiра
и первые ветхозаветные люди
Христианское православное ведение
Иеромонах Серафим (Роуз)
Отредактировано Man_GUST (16 октября, 2012г. 01:14:54)
Поделиться231 марта, 2013г. 21:55:40
Приказал на многолетии не поминать властей!
Кураев вспоминает:
В1991 году мне было 28 лет, и происходившие события я переживал с молодым задором, ощущением радости от того, что на наших глазах и при нашем участии вершится история нашей страны. Для нас, выросших в эпоху застоя, и привыкших думать, что великие исторические события бывают только в книгах, это было сильное потрясение. Паники я не испытывал.
Интересно, что именно я был тем человеком, который сообщил Святейшему о путче. 19-го числа, я о ГКЧП услышал в новостях. Предположив, что патриарх, в отличие от меня, не имеет дурной привычки слушать радионовости по утрам да еще и перед службой, я решил что эта новость слишком важна и что такая новость не должна застать его врасплох, понуждая к импровизации перед чужими и далеко не всегда доброжелательными глазами. Поэтому рано утром я все же позвонил Святейшему домой в Переделкино и попросил его послушать новости. Через нескокль минут Патриарх предложил мне встретиться еще до начала службы. Он взял меня в свою машину по дороге в Кремль. В этот день впервые патриаршая служба проходиал в Кремле. Едва войдя в храм, Святейший подозвал протодиакона и приказал на многолетии не поминать властей, а только «страну нашу Российскую». Это был внятный и мужественный жест. На той литургии присутствовали иностранные гости: в эти дни в Москве проходил первый съезд соотечественников, многие из них были людьми глубоко церковными, они прекрасно знали службу и не могли не заметить изменение привычнйо формулы.
Отредактировано Man_GUST (1 марта, 2013г. 21:56:04)
Поделиться241 марта, 2013г. 22:46:09
Михаил Бабкин.
СВЯТЕЙШИЙ СИНОД ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ И
СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ: «СВЯЩЕНСТВО» ПРОТИВ «ЦАРСТВА».
К 90-летию Февральской революции (23 февраля – 9 марта 1917 г.).
Часть первая
Михаил Бабкин – кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского государственного университета.
В обстановке начавшейся Февральской революции 1917 года в Святейшем Правительствующем Синоде Православной Российской Церкви (РПЦ), как отмечал протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский, "царил покой кладбища"(1). Синодальные архиереи вели текущую работу, занимаясь бóльшей частью решением различных бракоразводных и пенсионных дел(2). Однако за этим скрывались антимонархические настроения.
Они проявились в реакции членов Св. Синода на поступавшие к ним в те дни обращения со стороны граждан и высокопоставленных чиновников России с просьбами о поддержке трона. Так, подобную просьбу содержала телеграмма Екатеринославского отдела "Союза русского народа" от 22 февраля 1917 г.(3). О необходимости поддержать монархию говорил и товарищ (заместитель) синодального обер-прокурора князь Н.Д. Жевахов. В разгар забастовок, 26 февраля (накануне бастовало свыше 300 тыс. человек, то есть 80 % рабочих столицы), он предложил первоприсутствующему члену (председателю) Св. Синода – митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению в защиту монарха. По словам Жевахова, это должно было быть "вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару". Воззвание предлагалось не только зачитать с церковных амвонов, но и расклеить по городу. Митрополит Владимир отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова(4).
27 февраля, когда на сторону восставших стали переходить войска столичного гарнизона, с предложением к Св. Синоду осудить революционное движение выступил и обер-прокурор Н.П. Раев. Он обратил внимание членов высшей церковной иерархии на то, что руководители революции "состоят из изменников, начиная с членов Государственной Думы и кончая рабочими".
Синод отклонил и это предложение, ответив обер-прокурору, что ещё неизвестно откуда идёт измена – сверху или снизу(5).Таким образом, в февральские дни 1917 г. Св. Синод РПЦ фактически отказался предпринять какие-либо попытки поддержать монархию.
2 марта, когда власть в Петрограде уже перешла в руки Исполнительного комитета Государственной думы и Совета рабочих и солдатских депутатов, в покоях московского митрополита состоялось частное собрание членов Синода и представителей столичного духовенства. На нём присутствовали шесть членов Св. Синода – митрополиты Киевский Владимир (Богоявленский) и Московский Макарий (Парвицкий-Невский), архиепископы Финляндский Сергий (Страгородский), Новгородский Арсений (Стадницкий), Нижегородский Иоаким (Левицкий) и протопресвитер А. Дернов, а также настоятель Казанского собора протоиерей Ф. Орнатский(6). Было заслушано поданное митрополитом Петроградским Питиримом (Окновым) прошение об увольнении на покой(7).
Управление столичной епархией временно было возложено на викарного епископа Гдовского Вениамина (Казанского). Тогда же синодалы признали необходимым немедленно установить связь с Исполнительным комитетом Государственной думы. Этот факт дает основание утверждать, что Св. Синод РПЦ признал новую власть ещё до отречения Николая II от престола, которое состоялось в ночь со 2 на 3 марта(8).
На совещании синодальных архиереев 3 марта, проходившем в покоях киевского митрополита, было решено направить в Государственную думу нарочного (священника одной из кладбищенских церквей) с сообщением о резолюциях, принятых церковной властью. В тот же день вступил в должность новый синодальный обер-прокурор В.Н. Львов, вошедший во Временное правительство на правах министра(9).
Первое после свержения монархии официально-торжественное заседание Св. Синода состоялось 4 марта. На нём председательствовал митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и присутствовал новый синодальный обер-прокурор. От лица Временного правительства В.Н. Львов объявил о предоставлении РПЦ свободы от опеки государства, губительно влиявшей на церковно-общественную жизнь. Члены Синода (за исключением отсутствовавшего митрополита Питирима) выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Церкви(10). С приветственным словом к Львову и к сопастырям обратились митрополит Владимир (Богоявленский), архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский) и Новгородский Арсений (Стадницкий). Владимир, в частности, отозвался о новом обер-прокуроре как о "преданном сыне православной Церкви"(11). Арсений же говорил о появлении перед Российской Церковью больших перспектив, открывшихся после того, как "революция дала нам (РПЦ – М.Б.) свободу от цезарепапизма"(12). Тогда же из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов РПЦ являлось "символом цезарепапизма в Церкви Русской"(13), то есть символом порабощения Церкви государством. Оно предназначалось исключительно для царя и находилось рядом с креслом председательствующего(14). Достаточно знаменательно, что вынести его обер-прокурору помог первоприсутствующий член Св. Синода – митрополит Владимир(15). Кресло было решено передать в музей(16).
На следующий день, 5 марта, Синод распорядился, чтобы во всех церквях Петроградской епархии многолетие Царствующему дому "отныне не провозглашалось"(17).
Эти действия Синода имели символический характер и свидетельствовали о желании его членов "сдать в музей" не только кресло царя, но "отправить в архив" истории и саму царскую власть.
Непосредственно на "Акт об отречении Николая II от престола ГосударстваРоссийского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича" от 2 марта 1917 г. и на "Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти" от 3 марта Св.
Синод отреагировал нейтрально: 6 марта его определением эти акты решено было принять "к сведению и исполнению" и "(18).
В "Акте …" вел. кн. Михаила Александровича, в частности, говорилось: "Принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять верховную (царскую) власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит …в Учредительном Собрании установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, …прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, …впредь до того, как …Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа"(19). Речь шла не об отречении великого князя от престола, а о невозможности занятия им царского престола без ясно выраженной на это воли всего народа России. Михаил Александрович предоставлял выбор формы государственного правления Учредительному Собранию. До созыва же этого Собрания он доверил управление страной созданному по инициативе Государственной думы Временному правительству. Его намерение основывалось на имевших место в российском обществе мнениях о возможности существования в России конституционной монархии(20). (В планы Комитета Государственной думы входило добиться отречения Николая II и передать престол наследнику Алексею при регентстве вел. кн. Михаила Александровича(21)).
Члены Св. Синода понимали неоднозначность политической ситуации в стране и возможность альтернативного решения вопроса о выборе формы государственной власти в России, что было зафиксировано в синодальных определениях от 6 и 9 марта. В них говорилось, что вел. кн. Михаил Александрович отказался от принятия верховной власти "впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления"(22). Однако это не свидетельствовало о колебаниях в рядах синодальных членов по поводу будущего государственного устройства России. Вероятно, в данных случаях проявилось стремление авторов упомянутых определений в своих формулировках поточнее соблюсти "юридическую форму". В подтверждение чего можно указать, что принятые в те же и последующие дни решения высшего органа церковной власти имели однозначный характер в пользу народовластия и были подписаны всем составом Св. Синода.
9 марта Синод обратился с посланием "К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий". В нём был призыв довериться Временному правительству. При этом послание начиналось так: "Свершилась воля Божия(23). Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути"(24). Тем самым фактически Синод признал государственный переворот правомочным и официально провозгласил начало новой государственной жизни России, а революционные события объявил как свершившуюся "волю Божию". Под посланием поставили подписи епископы "царского" состава Синода, даже имевшие репутацию монархистов и черносотенцев: например, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и митрополит Московский Макарий (Парвицкий-Невский).
Это послание было охарактеризовано профессором Петроградской духовной академии Б.В. Титлиновым как "послание, благословившее новую свободную Россию", а генералом А.И. Деникиным, – как "санкционировавшее совершившийся переворот"(25). На страницах социалистической газеты оно было расценено как "торжественное признание синодом нового правительства"(26).
В связи с изменившейся 2–3 марта формой государственной власти в России, Православная Церковь была поставлена перед необходимостью отражения в богослужебных чинах фактов отречения от престола императора Николая II, отказа (временного) от принятия верховной власти великого князя Михаила Александровича и прихода к власти Временного правительства. Дело в том, что по установленным церковным чинопоследованиям, на каждом богослужении должны произноситься моления о государственной власти. В связи с этим перед РПЦ встал вопрос: как и какую государственную власть следует поминать в церковных молитвах?
4 марта 1917 г. синодом были получены многочисленные телеграммы от российских архиереев с запросом о форме моления за власть(27). В ответ председатель Синода митрополит Киевский Владимир 6 марта разослал от своего имени по всем епархиям РПЦ телеграммы с распоряжением о том, что "моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и Благоверное Временное правительство ея"(28). Таким образом, уже 6 марта российский епископат перестал возносить молитвы о царе.Впервые вопрос о молитве за власть Св. Синод рассматривал 7 марта 1917 г. Его решением поручалось синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) произвести изменения в богослужебных чинах и молитвословиях соответственно с происшедшей переменой в государственном управлении(29). Но не дожидаясь решения этой комиссии, уже 7-8 марта Синод издал определение, по которому всему российскому духовенству предписывалось: "Во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление "о Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея"(30).
Анализ этого определения показывает, что, во-первых, в нём дом Романовых уже 7 марта был провозглашён "царствовавшим" еще до решения Учредительного Собрания и при фактическом отсутствии отречения от царского престола вел. кн. Михаила Александровича, то есть стал поминаться в прошедшем времени. (В тот же день Временное правительство постановило арестовать отрекшегося императора Николая II и его супругу, что было исполнено 8 марта(31). О реакции на это событие российского духовенства в архивах и других источниках нет никаких свидетельств).
Во-вторых, до революции существовала некоторая очерёдность в поминовении государственной и церковной властей. На мирных ектениях первым молитвенно поминался Синод, а после него – император и Царствующий дом, а на сугубых ектениях, на великом входе и многолетиях – в первую очередь император и Царствующий дом, а во-вторую – Синод.
В определении синода от 7 марта устанавливалась новая последовательность: на всех основных службах государственная власть (Временное правительство) стала поминаться после церковной. То есть "первенство по чести" в изменённых церковных богослужениях отдавалось Церкви, а не государству(32). На наш взгляд, методологическое объяснение этого факта находится в русле рассмотрения историко-богословской проблемы "священства-царства".
Третьей особенностью синодального решения об отмене молитвословий за царскую власть является фактическое упразднение "царских дней". "Царские дни" имели статус государственных праздников и включали дни рождения и тезоименитств императора, его супруги и наследника, дни восшествия на престол и коронования императора. Эти "дни" носили ярко выраженный религиозный характер: во время них совершались крестные ходы, служились торжественные службы о "здравии и благоденствии" Царствующего дома.
Официально "царские дни" были отменены постановлением Временного правительства 16 марта 1917 г.(33). Однако Св. Синод хронологически опередил и предвосхитил постановление Временного правительства об отмене этих государственно-церковных праздников, так как серией своих определений объявил революционные события необратимыми, упразднил поминовение "царствовавшего" дома и распорядился не поминать на богослужениях Царскую семью.
Таким образом, высшее российское духовенство внесло нововведения в содержание богослужебных книг с лёгкостью, изменив церковно-монархическое учение о государственной власти, которое исторически утвердилось в богослужебных книгах Русской Церкви(34) и до марта 1917 г. было созвучно державной триединой формуле "за Веру, Царя и Отечество". Изменение смысла заключалось в "богословском оправдании" революции, то есть в богослужебной формулировке тезиса о том, что "всякая власть от Бога": как царская власть, так и народовластие. Этим в богослужебной практике проводилась мысль, что смена формы власти как в государстве, так и в Церкви (в смысле молитвенного исповедания определённого государственного учения) – явление не концептуального характера и вовсе не принципиальное. Вопрос же об "альтернативе" власти, то есть о должном выборе Учредительным Собранием между народовластием и царством, был Св. Синодом решён и богословски, и практически в пользу народовластия.
В первые дни и недели после Февральской революции иерархия Российской Церкви своими действиями по замене молитвословий дала понять, что сущностных отличий между царской властью и властью Временного правительства для неё нет. То есть, нет и не должно быть места императора в Церкви, не может быть царской церковной власти. Иными словами, власть царя преходяща и относительна. Вечна, надмирна и абсолютна лишь власть священства, первосвященника. Отсюда и тезис воинствующего клерикализма: "Священство выше царства".
Поскольку в церковных богослужебных книгах определениями Синода 7-8 марта 1917 г. было произведено упразднение молитв о царской власти, то тем самым дом Романовых фактически был объявлен "отцарствовавшим".Следовательно, уже 9 марта, после выхода вышеупомянутого послания Синода, во-первых, завершился процесс перехода РПЦ на сторону Временного правительства, на сторону революции и, во-вторых, Св. Синод фактически осуществил вмешательство в политический строй государства: революционные события были официально объявлены безальтернативными и бесповоротными. По словам о. Сергия Булгакова, "Россия вступила на свой крестный путь в день, когда перестала молиться за Царя"(35).
Действия высшего духовенства по изменению богослужений были, на первый взгляд, вполне последовательны и логичны: поскольку до революции церковное поминовение царя носило личностный, персонифицированный характер (в большинстве случаев император поминался в молитвах по имени и отчеству), то упразднение молитвословий о царе казалось вполне закономерным. Однако вследствие отмены Св. Синодом поминовения "имярека" автоматически исчезла и молитва о самой царской Богом данной власти, освящённой Церковью в особом таинстве миропомазания. Тем самым, при сохранении молитвы о государственной власти вообще, в богослужебных чинах произошло сакральное изменение: царская власть оказалась "десакрализована" и уравнена с народовластием. Тем самым фактически был утверждён и провозглашён тезис "всякая власть – от Бога", то есть и смена формы государственной власти, революция – тоже "от Бога".
Таким образом, через несколько дней после начала Февральской революции Российская Церковь перестала быть "монархической", фактически став "республиканской".